Зачем банкротят землеустройство?

Ровно год назад Московский арбитражный суд признал банкротом ОАО «“Госземкадастрсъёмка” ВИСХАГИ» по причине задолженности в 460 миллионов рублей. Много это или не очень?

Судите сами. Именно столько стоит квартира главы Пенсионного фонда России Антона Дроздова в центре Москвы на Патриарших прудах в жилом комплексе «Мастер и Маргарита».

Как же так! Московский институт земельно-кадастровых съёмок (ВИСХАГИ), имеющий дорогущее геодезическое оборудование для проведения землеустроительных работ, самолёты для аэрофотосъёмки, филиалы во всех регионах страны, обанкротили за долг стоимостью далеко не самой дорогой элитной квартиры. Смешно? Ну это как кому! Собственникам земельных участков и тем, кто хочет стать хозяином земли, должно быть не до смеха.

Дело в том, что из-за банкротства головной организации её филиалы в регионах начали ликвидировать вместе с архивными документами по землеустройству. Об этом недавно написала Анна Юркова в статье «Мёртвые души кадастра» («РГ», № 207 от 18.09.2018). Но тревожная публикация, судя по всему, прошла практически незамеченной. А ведь в архивах региональных отделений ВИСХАГИ – достоверные сведения о границах земельных участков в каждом районе. Там первые экземпляры схем перераспределения земель бывших колхозов и совхозов. Списки собственников, получивших право на землю в самом начале земельной реформы. Там же хранятся данные, позволяющие определить границы полей, на которых ещё не проводилось межевание. В своё время именно с помощью архивных документов «Крестьянин» установил факт хищения у жителей села Генеральское пастбища под видом скупки земельных долей. Организатора и исполнителей этого преступления ожидала тюрьма, но два уголовных дела замотали, а затем закрыли по причине истечения срока давности в угоду одному из руководителей области.

Уничтожение архивов началось ещё в то время, когда упраздняли земельные комитеты и создавали юстицию. Документы вывозили на свалки и сжигали. А сегодня эту работу продолжают, используя банкротство ВИСХАГИ, входившего в перечень стратегических предприя­-
тий страны. Так считает член общественного совета при Госдуме, руководитель межрегиональной общественной организации садоводов «Южный сад» Татьяна Поливанова.

По её словам, банкротству предшествовали хитроумные реорганизации, которые постепенно размывали статус и возможности стратегического предприятия. Между тем, ситуация в землеустройстве крайне запутанная. Преувеличенные площади земель на полях бывших колхозов и совхозов, реестровые ошибки, наложения и пересечения участков, отклонения при пересчёте координат, неизвестное количество невыделенных земельных долей и так далее.

И что в итоге?

А в итоге 70 процентов земельных участков, «залитых» в кадастровую публичную карту, стоят сегодня не на своих местах. Это мнение директора южного филиала ВИСХАГИ Алексея Калиткина.

Чтобы в том или ином случае распутать клубок противоречий и определить фактические площади и границы участков, нужны первичные архивные документы. Но их обрекают реорганизациями и банкротствами на уничтожение.

Передо мной два ортофотоплана границ одного и того же кадастрового квартала. Первый, архивный, изготовлен в 2007 году. Второй – в 2016 году. Из сравнения двух снимков чётко видно, что на втором ортофотоплане границы кадастрового квартала сдвинуты. Как следствие, земельный участок, расположенный в этом кадастровом квартале также сдвинулся и наложился на соседнее домовладение. Без первого архивного снимка установить данный факт было бы невозможно...

Вопрос: почему вместо того, чтобы совершенствовать землеустройство, его разваливают? В том числе и с помощью банкротства жизненно важных для людей и страны организаций?

Виктор ШОСТКО