Долгий путь к солнцу

Все прошедшие две недели интернет бурлил: «У несчастных самозанятых граждан отнимают последний кусок хлеба». Дело в том, что Госдума приняла в первом чтении пакет законопроектов об экспериментальном введении налога на профессиональный доход.

По отзывам разработчиков, он предназначен для того, чтобы вывести из налоговой тени самый мелкий в стране бизнес. Тех, кто вроде и работает на себя, а не на «папу», но зарабатывает не так много, чтобы озаботиться получением статуса ИП (а главное, заморочиться с отчётностью, которую он предполагает). В этой приятной тени живёт и кормится уйма народу: различные мастера-плиточники, сантехники, столяры, работающие на шабашках, репетиторы, умелицы, пекущие торты на заказ, маникюрши – да мало ли чем пробавляется в нынешние времена простой народ.

Чтобы хоть как-то наладить учёт денег, передаваемых из рук в руки (или переводимых с карты на карту), законодатели придумали самозанятым особый налоговый статус. Получить его можно после установки на смартфон мобильного приложения «Мой налог». С его помощью проводятся все необходимые отчисления – 4% от дохода при работе с физлицами и 6% – с юридическими. Эксперимент пройдёт в четырёх регионах: Москва и Московская область, Татарстан, Калужская область. И самое главное: для тех, кто зарегистрировался в «Моём налоге», но перестал делать отчисления, преду­­смотрен штраф – от 20 до 100% от сокрытого дохода.

– Законопроект направлен на то, чтобы люди, которые получают доходы, но не имеют при этом работодателя или наёмных работников, если они нигде не зарегистрированы, могли легализоваться, войти в правовое поле, – отметил в эфире «Ъ FM» один из разработчиков документа, председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. –

Никакой документации, отчётности не требуется. Технология, предложенная налоговой службой, это приложение на мобильном телефоне, всё налоговое администрирование сводится к нажатию пяти кнопок.

Законопроект уже вызвал уйму критики – от истеричного «народ лишают зарплаты» до взвешенных вопросов вроде: «А что полезного самозанятым даёт новый статус? И не перейдут ли в такой режим многие ИП, ведь это выгоднее?». Так или иначе, общий посыл понятен. Налоговая служба пытается вывести на свет божий (а точней, под глаз государев) как можно большее количество людей, чтобы обелить зарплатный рынок и повысить собираемость налогов. В эту же логику укладываются и вводимые сейчас патенты для ЛПХ (читайте о них в текущем номере).

Посыл-то сам по себе хорош – чего тут спорить. Чем больше людей выйдет из тени, тем полнее будет бюджет. Но в данном деле, на мой взгляд, важно помнить одну вещь: платить налоги должно быть выгодно. Именно выгодно, хотя звучит, конечно, странно. И вот тут мне вспоминается недавний разговор с главой одного из консультационных центров (ИКЦ), оказывающих бухгалтерские услуги аграриям. Он сетовал на то, что база его клиентов не растёт, потому что людям выгодно скрывать свои доходы.

– Государству никак не удаётся наладить диалог с фермерами, – пожаловался мой собеседник. – Взять те же налоги. Получается, что если работаешь честно, то большой прибыли не получишь. Лучше работать тихо-мирно и никуда не лезть. Слишком много разных платежей – туда, сюда... Или вот субсидии: у нас многие отказываются от них, потому что не хотят светить реальную урожайность.

Как говорится, точнее не скажешь.

И всё же добавлю пару крамольных мыслей. А вернее, вопросов, на которые нет однозначного ответа. Да, платить налоги надо – таковы условия общественного договора с государством. Но повышается ли желание выйти из тени, если ты рассчитывал на пенсию в 60 лет, а выйдешь вдруг в 65? Или если ты знаешь, что немалая часть твоих налогов уйдёт в Москву, а не останется в регионе, там, где они более всего нужны? Или если дорога, построенная на твои налоги, развалится через год – потому что часть этих самых налогов осела в карманах коррупционеров?

Электронные приложения бывают замечательны и прекрасны. Я сам их люблю. Но есть проблемы, которые нажатием пяти кнопок не решить. А без этого, подозреваю, никакого движения «к солнцу» у нас не предвидится.

Тимур САЗОНОВ