Онлайн коммерция тоже под присмотром

На Дону каждый второй потребитель знает свои права и как их защищать

Десятая региональная конференция «Защита прав потребителей в Ростовской области» прошла по традиции в середине осени, когда уже логично обсудить предварительные итоги работы и рассмотреть планы на дальнейшую реализацию программы. Примечательно, что Ростовская область стала флагманом среди регионов страны, где были приняты программы по защите прав потребителей, и донской опыт признан самым передовым в России.

- Сегодня уже определена стратегия развития защиты прав потребителей до 2030 года, в которой чётко обозначены ориентиры в этой сфере. Мир не стоит на месте, совершенствуются правовые механизмы и, в первую очередь, наверное, сам спрос. Наш потребитель стал более грамотным и мобильным. И сегодня в эпоху интернет технологий, развития онлайн коммерции всё больше возникает вопросов, связанных с защитой прав в этой сфере. Не случайно второй год подряд Всемирный день защиты прав потребителей, который празднуется в марте, проходил под девизом «Потребительские права в цифровую эпоху», - заострила внимание директор департамента потребительского рынка Ростовской области Ирина Теларова.

Она отметила, что по истечении десяти лет большая часть, практически каждый второй житель нашего региона, знает свои права и куда обратиться за их защитой. Для этого в области созданы все необходимые ресурсы. В первую очередь, это общественные приёмные по защите прав потребителей, которые есть во всех муниципальных образованиях, также можно позвонить по телефону «горячей линии» - (863) 301-01-03. Уже десять лет работает профильный сайт www.zppdon.ru, где есть активный сервис, чтобы задать вопрос, составить претензию, изучить в качестве прецедента судебную практику по различным категориям споров. Алгоритм своих действий потребитель может разработать, зайдя на сайт Роспотребнадзора в раздел «Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей».

Только за девять месяцев этого года в телефонном режиме и в общественных приёмных квалифицированная юридическая помощь была оказана более чем 2000 обратившихся. Половина жалоб, как обычно, касается торговли, четверть претензий связаны с предоставлением жилищно-коммунальных услуг. Интересно, что на качество товаров и услуг, полученных дистанционным способом, пожаловались не более трёх процентов жителей донского края. Примечательно, что впервые за три последних года вопросы ОСАГО не входят в лидирующую тройку жалоб. Более 140 специалистов по защите прав потребителей выполняют основную нагрузку в сфере защиты потребителей. За первую половину текущего года они помогли двадцати тысячам жителей области, решив пятую часть их проблем во внесудебном порядке.

- Уже десять лет, как я работаю в направлении защиты прав потребителей. Получилось это совершенно случайно, но я рада такой случайности, потому что очень нравится помогать людям решать их спорные вопросы, выходить из конфликтых ситуаций. Работа разнообразная и всегда результативная, - признаётся ведущий специалист отдела потребительского рынка администрации города Волгодонска Елена Кучина, отмеченная в этом году за свою работу благодарственным письмом губернатора РО.

Начиная с 2008 года департамент потребительского рынка проверяет выборочно качество наиболее востребованных товаров и услуг. В этом году проведено 133 исследования. Результаты размещены на официальном сайте. Покупатели всё чаще обращаются на этот портал, чтобы быть в курсе, товары и услуги каких фирм и производителей не отвечают требованиям высокого качества. Кроме того, обратила внимание Ирина Теларова, мы всё чаще наблюдаем, что потребитель, прежде чем положить товар в корзину, изучает его свойства по нанесённой на упаковку информации, обращает внимание на температурный режим хранения и другие параметры. Бдительности способствует повышение потребительской грамотности граждан. Обучение начинается уже с детского возраста, ярким примером чего является конкурс рисунков по тематике «Защита прав потребителей XXI века».

- О конкурсе узнала от педагога нашей школы. Участвую в нём пятый раз и неоднократно занимала призовые места. Рисовать люблю с детства. В своих работах стараюсь отразить мысль, что у каждого человека есть, как у потребителя, права, и нарушать их никто не должен, - рассказывает пятнадцатилетняя школьница из Новочеркасска Елизавета Косилкина, победившая в номинации «Творческое вдохновение».

Также ежегодно к итоговой конференции приурочиваются результаты народного голосования «Потребитель, голосуй «За»!».

Людмила Воробьёва

Фото автора