«Простите» не по адресу
1 апреля, в День дурака, глава Кемеровской области Аман Тулеев подал в отставку. «Абсолютно честно, как перед иконой, могу вам сказать: в своей работе я всегда руководствовался интересами нашей страны, России, и нашей области. Спасибо вам всем за то, что всегда были рядом – и в горе, и в радости. Примите поклон», – сказал он в своём видеообращении к народу и театрально поклонился.
Народ действительно всегда был рядом. И когда горел торгово-развлекательный центр «Зимняя вишня», где погибло 64 человека, этот самый народ спрашивал, где Тулеев. Почему он не приехал поддерживать скорбящих и контролировать спасательные работы? Почему в кинотеатре, в котором заживо сгорел целый класс сельской школы, были наглухо заперты все двери? Почему не сработала сигнализация? Почему пожарные так лениво выполняли свою работу?
Кто-то из чиновников уточнил: «Кортеж может помешать машинам МЧС». «Какой кортеж, вы в своём уме? Увольте этого идиота! – кричали люди. – Где Тулеев?»
Не явился. Народ сам пошёл к нему на следующий день. Митинг на площади перед администрацией был стихийным, но никто не разгонял собравшихся. «Тулеев, выходи, трус!» – кричала толпа.
«Пламя, в котором горели наши дети, приехали тушить необученные пожарные и эмчеэсники на спецтехнике 1980-х годов, без вертолётов, без достаточного количества масок, без оборудования», – заявил на митинге Сергей Агарков, потерявший в пожаре двух детей.
Житель Кемерова Игорь Востриков предложил собравшимся самостоятельно провести расследование и создать адрес электронной почты, куда можно присылать информацию о погибших.
«Вы пиаритесь на крови!» – упрекнул его на тот момент вице-губернатор Сергей Цивилёв.
«Я потерял в пожаре пять человек. Трое из них – дети, ещё жена и сестра», – ответил Востриков.
«Тулеева – в отставку!» – скандировал народ. «Почему паника? – спросила представительница администрации. – Почему сразу отставка? Я не понимаю, почему вы так реагируете. Каждый день умирает много детей. Многие дети, например, умирают от СПИДа».
«Ты что, рехнулась?! – возмутились скорбящие. – Заберите у этой дуры микрофон, если не хотите бунта!»
Возмутил людей и вид первого замгубернатора области Владимира Чернова: на митинг он пришёл в белой рубашке. «А вы что, думаете, если дети умерли, нельзя надеть белую рубашку?» – сказал он.
…Через полчаса Цивилёв показательно бухнулся перед толпой на колени, прося прощения.
Тем временем Тулеев беседовал с президентом страны Владимиром Путиным, прибывшим в город.
«Прошу у вас прощения, что это случилось на нашей территории, – сказал Путину Тулеев. – Как обычно, на горе людском вся оппозиционная сила в момент приехала сюда. Сегодня там человек двести. Это вообще не родственники погибших. Это те, кто постоянно бузотёрит. Это святотатство, когда горе, а ты пытаешься решить свои проблемы».
На митинге выбирали более осторожные формулировки. «Многие здесь собрались даже ради чужих детей», – говорили чиновники.
«Это не чужие! Они все – наши дети!» – кричали женщины в ответ.
По всей стране прошли акции памяти. Люди приносили к местам поминовения цветы, игрушки, зажигали свечи. Даже в сёлах, где практически никогда не собирается народ. Жители Больших Салов Ростовской области получили такое письмо в социальных сетях: «Купите белый гелиевый шарик, это не такие уж и большие деньги. Сегодня в 18:00 приходите к памятнику воинам ВОВ, чтобы выпустить в небо шары в память о погибших детях в Кемерове. Передайте своим знакомым, пусть они тоже приходят».
Собрались школьники, студенты, родители с маленькими детьми. Самое интересное – организовывала это не сельская администрация. Инициатором выступил кто-то из местных. Кто именно, неизвестно. «Все мы», – сказала мне жительница села.
…И вот через неделю после пожара Тулеев внезапно объявляет об отставке «по собственному желанию». А врио губернатора области назначили Сергея Цивилёва.
«Считаю отставку правильным, осознанным и единственно верным решением. С таким тяжелейшим грузом работать на посту губернатора нельзя. Морально нельзя», – заявил Тулеев. Но свою ответственность не признал, слова «простите» народу так и не выдавил. Только Путину.
Стала ли власть хоть на чуточку приличнее после решения Тулеева покинуть пост губернатора области? Возможно. Но стала ли она человечнее?
«Дочка по телефону говорила, что любит меня, что задыхается, теряет сознание, – рассказывал на митинге мужчина, который пытался спасти своего ребёнка, но его оттащили пожарные. «Дочь постоянно звонила и звонила», – говорил другой. Бог знает, сколько родителей получили от своих детей прощальные СМС и просьбы спасти их...
Без искреннего «простите» человечнее всё же стать нельзя.
Ирина БАБИЧЕВА