Пишите письма, шлите деньги
Выборы (уж какие есть) – это всё-таки хорошо. Однажды, помню, утром включила телевизор – и замерла с чашкой кофе. С экрана неслось про безответственную власть, коррупцию, запредельные цены на ЖКХ, деградацию образования, коллапс в медицине... Первая мысль: ночью госпереворот случился. Вторая – и правильная: официально начался агитационный период. Целый месяц допущенные на ТВ оппозиционеры (уж какие есть) вскрывали недостатки на глазах у изумлённых телезрителей. А потом опять наступило всеобщее телеблагоденствие...
17 апреля президент подписал указ «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций». Суть, если коротко, в том, чтобы ежемесячно на стол президента и премьера ложились отчёты об обращениях граждан и юрлиц в госорганы, органы местного самоуправления, различные учреждения и вообще организации, выполняющие «публично значимые функции». Сюда же добавится обзор инициатив граждан, размещённых на портале «Российская общественная инициатива». И всё это будет сопровождаться анализом мер, принятых как по обращениям граждан, так и по их инициативам. Вступит в силу указ 1 июля. И понадобился он, скорее всего, для того, чтобы в преддверии главных выборов-2018 представлять, чем дышит вверенный народ. А узнать-то и негде: каналы обратной связи давно не работают на приём.
Эксперты-политологи говорят, что к активным телодвижениям Кремль побудил оппозиционер Навальный. Его притязания на трон и успешный вывод людей 26 марта на улицы российских городов для всех стали полной неожиданностью. Особенно интересно было наблюдать за федеральными телеканалами. В ста городах России шли антикоррупционные митинги с на удивление высокой явкой, полиция задержала в общей сложности более тысячи человек, а в итоговых программах по всем каналам – Украина, Сирия, Франция, США.
Сплошное евровидение и «Международная панорама». И только прогноз погоды намекал телезрителю, что он живёт в России...
Конфуз не прошёл незамеченным. Уже 5 апреля в прессу просочилась информация, что в администрации президента решили перенастроить российское телевидение – переключить их на внутреннюю повестку, на то, чем реально живут люди и что их действительно беспокоит. Будем посмотреть.
Указ 17 апреля – тоже попытка наладить каналы обратной связи. С предыдущими, как видим, нехорошо вышло. Со СМИ разобрались. От региональных властей наверх поступают бодрые реляции. Нашлась управа даже на Росстат – в начале апреля президент переподчинил его непосредственно Минэкономразвитию. Этому предшествовало крайнее неудовольствие министра экономики Орешкина плохими данными за февраль: статистики привели цифры спада розничной торговли, снижения реальных доходов населения, сокращения промышленного производства. Картина маслом никак не соответствовала нескрываемому оптимизму министра и премьера. Они уже и президенту доложили, что инфляция беспрецедентно снизилась до 5%, зарплаты выросли на 2,3%, а экономику ожидает небывалый рост на 2%. А тут такой удар в спину. Совсем распоясавшийся Росстат не унимался и сообщал: 75% наёмных работников находятся у порога бедности. Некоторым едва хватает на еду. Работающим. Не хватает. На еду.
Впустую разорялась вице-премьер Голодец, замечая, что на официально установленный в России минимум прожить «практически невозможно». 4 апреля премьер своим постановлением снизил его ещё на 212 рублей – до 10 466.
Ладно. С Голодец можно провести профилактическую беседу, цифирью Росстата покомандовать, СМИ заткнуть рот. И зажить наконец счастливо в своём иллюзорном мире с растущей экономикой, беспрецедентно низкой инфляцией и почти побеждённой безработицей. Да вот беда – народ не безмолвствует. И в отсутствии работающих каналов обратной связи пользуется инструментами прямой демократии: то недовольные «Платоном» дальнобойщики забастуют, то фермеры на тракторах в Москву поедут, то в Новосибирске на площадь выйдут три тысячи человек против повышения стоимости услуг ЖКХ. А пенсионер из посёлка Белый Яр Томской области, получив апрельскую прибавку к пенсии в 58 рублей 99 копеек, отправил её переводом Дмитрию Медведеву. В графе «сообщения» написал: «Село – столице – похмелиться». За услугу почта взяла с пенсионера 133 рубля.
С народом, как известно, власти в России всегда не везёт. Неблагодарный. Пойди пойми его. Вот и приходится указы о мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан принимать. Налаживать каналы обратной связи. Уж какие остались.
Виктория НИКИТЧЕНКО