Мурашки, или Гусиная кожа

В Ростове-на-Дону состоялась закрытая премьера фильма "Ужастики".

Ох, нелегка ты, судьбина заштатного обозревателя культуры и прочей моды. Порой достаются суровые испытания моей ранимой трепетной душе. Вот и в этот раз сердитый ветер провиденья (то есть редактора) прибил мой утлый челн (это слово написано без ошибки) к просмотру и обзору комедийного подросткового хоррора «Ужастики».

В обзоре будут спойлеры. Желающие сохранить интригу действия целиком могут сразу переходить к заключительному абзацу с резюме и оценкой.

Итак, «Ужастики» (Goosebumps, что переводится как "мурашки", "гусиная кожа"). Режиссер Роб Леттерман ("Монстры против пришельцев", "Подводная братва"). В ролях Дилан Миннетт (Зак), Одейя Раш (Ханна), Райан Ли (Чемп), Джек Блэк (Р. Л. Стайн), Джиллиан Белл (Лорейн), Эмми Райан (Гейл) и другие. Я никого не знаю, не припомню их появлений на экране, кроме, пожалуй, Блэка, который засветился где только мог. Тут тебе и "Водный мир", и сериал "Офис", и "Кабельщик", и "Марс атакует", и "Фанатик", сериал "Трудоголики", "Отпуск по обмену"… Очень много озвучки, в частности вся "Кунг-фу панда", "Подводная братва", "Ледниковый период" и т.д.

Бюджет картины 58 миллионов долларов, сборы в Америке 77,7 миллионов, по миру (везде фильм стартовал 3 декабря) - 32,5 миллинов. Это явный провал: чтобы отбить только вложенное, создатели должны собрать 116 миллинов, половину ведь забирают прокатчики. Думаю, что цифра достижима, но о суперприбылях речи нет.

Вот уже не первый раз промо-мероприятием радует кинотеатр "Чарли ТРК "Сокол". И сейчас, за день до официальной премьеры, для приглашенных друзей и прессы был устроен закрытый показ. Как опытный киновед, специально для случая обзора подросткового кино, заранее завел себе дочку-подростка. И как раз сейчас она и пригодилась, взяв ее я поехал на премьеру во всеоружии.

Было весело, но, к сожалению, основную часть шоу из-за пробок я пропустил. Все равно хочу поблагодарить устроителей за активное и яркое продвижение искусства кино в массы и за возможность ознакомиться с самыми громкими премьерами сезона. Рядом с этим задником скромно стоят постеры самой ожидаемой премьеры года.

Но об этом в другой раз, а пока вернемся к нашим баранам, то есть мурашкам.

Сразу скажу о том, что мне понравилось. Первое – это эпизод с заброшенным парком аттракционов и колесом обозрения в лесу. Вернее не сам эпизод, а панорама парка и эстетическое решение, как у нас, киношников, говорят - локейшн. И второе – это заключительные титры. Вот тут режиссер проявил себя с самой лучшей стороны, вспомнив свое мультяшное прошлое. Причем все титры и картинки к ним щедро отрисованы в настоящем объемном 3D. Я не мог оторваться от экрана, и, когда все сосредоточенно уходили, стоял и любовался. Вот пожалуй все хорошее, что могу вспомнить о фильме. Теперь о важном. В таком кино обязан быть присутствовать юмор. Хотя бы и специфический жанровый, но должен. А тут не сложилось. Как мне показалось, создатели попытались отойти от клише низкопробных желудочно-брючных шуточек и заменить это легкой интеллигентской иронией и подколками. Но, кажется, это вышло слишком уж легко и незаметно. К плюсам стоит отнести, что никто не шутит про эрекцию и метеоризм.

Один единственный раз присутствовавший тестовый подросток засмеялась радостно. Шутка звучит так. На общешкольном собрании, посвященном предстоящей вечеринке «осенний отрыв», директор предупреждает: «Если кого увижу, что он танцует, повернувшись к другому попой – тот будет немедленно удален с вечера!» В фильме вся школа радостно смеется. Присутствующие на просмотре тоже смеялись. Я спросил - «Это шутка?». На меня посмотрели с удивлением, заметным даже через стерео очки, и сказали, что да. Уже после сеанса я предпринял вторую попытку поржать и спросил в чем там юмор, типа намек на тверкинг? Мне опять сказали, что это весело, что я не понимаю, что этот намек действительно есть и что, может быть, по-русски это звучит и не очень смешно, а вообще,  смешно. Тут уж я понял, что дальше копать не стоит совсем, потому что окончательно утратил связь объяснимой реальностью. Воспринимайте просто как данность: в этом месте надо смеяться. Зато меня сразу просветили о впечатлениях. В таких фильмах всегда ждут главной шутки и главного страха. А тут не было ни того ни другого. Это минус.

Главным плохишом выбрана кукла чревовещателя Слэппи, она же устрашненный вариант ведущего из Образцовского Необыкновенного Концерта.

Ну ничего, но видали мы и пострашнее. Остальной карнавал чудовищ проработан послабее, явно выделяются гномы, богомол, снежный человек и оборотень, хотя в эпизодах снимались и мертвецы, плотоядные растения, пришельцы, роботы, летающий пудель, клоун, невидимый мальчик и бог знает сколько еще всего разного.

И все эти чудеса беспрекословно подчиняются Слэппи. Совершенно непонятно почему. Этот вопрос как раз и был одной из главных претензий к фильму со стороны тестового подростка. Предъявлять претензии к остальному сценарию с точки зрения логики как то даже и глупо, а вот основные стартовые и сюжетные посылы должны хоть как-то объясняться.

Актерские работы. Главная обязанность артистов в фильмах ужасов это бояться, а потом вместе громко кричать.

С этим все справляются весьма неплохо. Более того, и в целом эта четверка мне понравилась. Вполне достойно, хотя фамилию исполнителю главной мальчуковой роли Дилану Миннетту ради карьеры кажется стоит сменить. Романтических линий даже полторы. Вторая отыграна весьма неплохо, правда ее совсем мало. Зато мы узнаем, что женщинам нравится, когда от мужчины пахнет как от мужчины, а именно: мятой, потом и кардамоном. Вот такие, понимаешь, духи «Дирол Рэмбо из Бомбея» оказывается нравятся тетенькам. А первая любовная линия кончается второй главной претензией тестового подростка, и тут, как и в первом случае, я с ней абсолютно согласен, и даже склонен воспринимать эту проблему еще более глобально и обостренно. Фильм, как и положено, заканчивается хэппи-эндом. Однако! Для целей совсем уж хэппи нам возвращают Ханну. И вот тут мы задумались: в чем же плюс данного хода? Нет его, со всех сторон только минусы. А самый главный минус - для этой несчастной девочки. Она навсегда останется в этом мире, зная, что она из другого, любя Зака, но зная, что у них никогда ничего не выйдет, он вырастет, женится, состарится и умрет. В этот же день я прочитал новость, которая меня огорошила, и которая странным образом перекликается с этой концовкой. Актриса индустрии для взрослых Стоя обвинила своего коллегу и бывшего возлюбленного Джеймса Дина в изнасиловании на площадке и вне ее. К этим обвинениям присоединились уже две другие артистки. Желающие могут поискать в интернете, не хочу здесь давать ссылку. Новость вышла громкая, о ней писали даже Вашингтон Пост и Нью Йорк Таймс, студии отказываются от съемок Дина, пересматривают контракты в сторону ужесточения ограничений насилия.

Где проходят границы профессионального и личного? В кадре эти девушки с радостью исполняют то, что в жизни их оскорбляет. Надо понимать, что изнасилование стоит по уровню преступления против человека в одном ряду с работорговлей и рабовладением: отрицается сама личность человека, его Я. Человек рассматривается лишь как механизм для исполнения приказов и прихотей другого. И в концовке этого фильма нет ничего хорошего для героини. После всего, что было, она жива по той же причине: чтобы было хорошо какое-то время каким-то другим людям, которые никак не заботятся об ее чувствах и желаниях.

В итоге имеем смесь Джуманджи, Крика, Гремлинов и, скажем, Американского пирога (за обильные разговоры второго героя о девочках). Пристойная ухудшенная и пресноватая версия. Моя строгая спутница поставила 2/10, я считаю, что вполне тянет на 3/10.

Ярослав ДАВЫДОВ