Ноль удобств и живописная разруха
Необычный вид туризма находит всё больше сторонников за рубежом. Пресыщенные комфортом иностранцы охотно меняют гостиницы «всё включено» на плохо устроенный быт, а гламурные пейзажи – на мрачные виды запустения и развала.
Новая тенденция особенно заметно проявила себя в Японии. Туристические агентства здесь даже ввели новое понятие: «Мрачный туризм». Путешественники готовы платить большие деньги за посещение таких страшных мест, как кладбища, бывшие концлагеря и тюрьмы, места трагедий и т. д.
Так, например, после землетрясения и цунами 2011 года практически полностью был разрушен городок Рикудзентаката на острове Хонсю. На его восстановление потребовалось бы немало времени и средств, однако туристам он больше нравится именно в таком – разваленном – виде. Они обожают фотографироваться рядом с единственным (из 70 тысяч) уцелевшим после удара стихии деревом.
Пользуясь большим общественным интересом к этой теме, предприимчивый бизнесмен и журналист Каору Наката наладил выпуск тематического журнала под названием «Мрачный туризм». В нём он находит и описывает такие жуткие места, воссоздаёт их историю и тем самым способствует развитию туризма в своей стране.
Массовым спросом у японцев сегодня пользуется посещение районов, пострадавших после аварии на АЭС «Фукусима», государственного санатория для прокажённых в префектуре Окаяма, разрушенных построек времён Второй мировой войны.
Развитие туризма – одна из самых важных тем во всех странах. Но для России она также является и самой больной. Чиновники составляют целевые программы, призванные поддерживать внутренний туризм, бюджет выделяет деньги. Так, в Ростовской области на это дело выделено свыше 13 млрд рублей до 2020 года. Деньги эти пойдут на ремонт музеев, поддержку фольклорных коллективов и прочее.
Увы, несмотря на государственные усилия, внутрироссийские маршруты по-прежнему пользуются у соотечественников гораздо меньшим спросом, чем поездки за границу. Ну не хотят они слышать народные песни и ходить по музеям. А слабой стороной нашего туризма остаётся как раз то, что особо ценится в Японии, – разруха и неблагоустроенность.
«Трава наклоняется туда, куда дует ветер», – сказал в своё время великий философ Конфуций. Так не пора ли нам взять на вооружение опыт восточных соседей? Развалины колхозов, шахт, заводов и школ, просто брошенные дома, вымершие целиком хутора и деревни – сколько непризнанного «добра» на территории нашей необъятной Родины, сколько «богатства»! Надо только прорекламировать правильно. А если и этого туристам покажется мало, мы ещё много чего не менее великого сможем «насоздавать», и заметьте, без всякой государственной поддержки!
Инга СЫСОЕВА