«Орлеан»: фантасмагория греха

Гротескный китч и по-булгаковски театральный карнавал – 17 сентября на большой экран вышел фильм Андрея Прошкина «Орлеан», снятый по одноименному роману Юрия Арабова.

Десяток пятиэтажек, соленое озеро, мусорные горы и вечно серый пейзаж – выдуманный захолустный город Орлеан, затерявшийся где-то в алтайской степи, из красивого имеет только название. Из героев - парикмахерша Лида (Елена Лядова) делает очередной аборт, ее друг Рудик (Олег Ягодин), хирург и, похоже, единственный врач на весь Орлеан, предпочитает случайных женщин уходу за лежачим отцом, и начальник отделения полиции Неволин (Виталий Хаев), сам больше похожий на бывшего заключенного, хмуро исполняет свой долг. Все они – будущие клиенты таинственного Экзекутора Павлючека (Виктор Сухоруков), то ли судьи, то ли маньяка.

Экзекутор появляется в городе внезапно, а вместе с ним - надвигающаяся ветрами буря, которая делает алтайский пейзаж еще мрачнее. Гражданин Павлючек предстает перед героями, очередной притчей зачитывая приговор каждому. Тут и начинается «фантасмагория греха», как определили жанр картины сами авторы.

Под яркий и густой саундтрек, записанный специально для фильма английской группой The TigerLilies, исполненный в жанре дарк кабаре, разворачивается сюжет черной комедии-притчи. «Орлеан» - это смесь абсурдистского юмора и литературных отсылок. По ходу развития сюжета то и дело вспоминаются Булгаков, Гоголь, Чехов. Экзекутор – почти тот же Воланд, только меньшего масштаба. Финал классической истории закономерен – на героев, как и на весь город, вместе с бурей обрушивается возмездие, после которого приходит какое-никакое, но очищение.

Снятый при поддержке Фонда кино и Министерства культуры, фильм получился оригинальным и смелым. Московский международный кинофестиваль отметил наградой игру Елены Лядовой, звезду нашумевшего «Левиафана», которая в фильме «Орлеан» предстает совершенно в другом образе. Съемки проходили в Крыму, однако в связи с политической ситуацией в стране начать их пришлось позже намеченного срока.

Отсылки к известным философам, соседствующие с грубым жаргоном, пустой степной пейзаж и яркий купол цирка, сцены распиливания человека и цитирование Библии– все это абсурдный, но упорядоченный сюжет фильма «Орлеан». Сходить на этот фильм стоит хотя бы ради того, чтобы все еще верить в российский кинематограф. И пусть эта литературно-ироничная история вызовет у вас улыбку.

Софья МАЛЬЧЕНКО

Теги: фильм