Живём правильно, только умираем часто

Росстат сообщил, что в январе – марте 2015 года смертность в России выросла на 5,2%. В чём же дело?

За первый квартал этого года умерли 507 тыс. человек – почти на 24 тысячи человек больше, чем за тот же период 2014 года. А это ни много ни мало население небольшого города. Главные причины – болезни органов дыхания и крово­обращения.

Мы традиционно не доверяем статистике. Но не самоубийцы же они там, в Росстате, чтобы к трёхлетию майских указов президента (где, как известно, речь шла об улучшении жизни россиян по всем параметрам) выдумать такие неприятные цифры! Обычно официальная статистика старается украсить ситуацию, а тут... Эксперты бросились искать причины.
Вообще-то, демография – штука сложная. И объяснять скачок смертности традиционным «потому что жизнь плохая» нельзя, тем более что детская смертность и смертность от внешних причин (несчастные случаи, убийства и т. д.) снижаются. Так, по словам заместителя директора Института демографии НИУ ВШЭ Сергея Захарова, смертность сейчас должна расти – правда, не на пять с лишним процентов, а на один-два в год: «Несколько последних лет в возрасте максимальной смертности (70-75 лет) была самая малочисленная когорта населения – те, кто родился в 40-х годах прошлого века. В ближайшее время их сменит гораздо более многочисленное поколение 50-х годов – это даст увеличение числа смертей даже при росте продолжительности жизни». Сходную причину назвал и Владимир Путин: «Увеличение продолжительности жизни изменило так называемую структуру населения (...). Выросла доля граждан пожилого возраста. Естественно, что люди пожилого возраста из жизни уходят гораздо чаще, чем молодые люди, люди трудоспособного возраста, разница в разы».

Однако не нужно быть ни президентом, ни демографом, чтобы понимать, что события последних месяцев как-то не способствуют долгой и счастливой жизни. «Уровень тревожности резко вырос в конце осени, рост чуть-чуть приостановился в январе, в феврале рост продолжился. На вопрос: «Стала ли за последний год жизнь в вашей семье лучше?» – только 9% отвечают утвердительно, а 45% говорят, что стала гораздо хуже», – сообщает директор Левада-Центра Лев Гудков. (Что интересно: в то же время около 60% россиян, по опросам того же Левада-Центра, считают, что дела в стране «идут в правильном направлении». Ну как тут не двинуться умом?)

И, наконец, только ленивый не связал эти цифры с недавним докладом Счётной палаты о провале реформы здравоохранения («Крестьянин» подробно писал об этом в №№ 16 и 19). 
«Реформа скорой помощи, а также снижение доступности медицинской помощи – важнейшие факторы», – заявил в интервью радио «Коммерсантъ FM» председатель думского комитета по охране здоровья Сергей Калашников.

А что говорит по этому поводу российский Минздрав? А у Мин­здрава своя статистика, он сообщает о снижении смертности среди россиян всех возрастов: в группе населения 20-39 лет смертность снизилась на 1,8%, в группе 40-59 – на 6,6%, в группе 60 лет и выше – почти на 5%.

Анна Колобова