Гримасы страхования

Свыше ста тысяч человек поставили свои подписи в петиции против повышения цен на ОСАГО. Однако ни подписи, ни пикеты, которые проводила Федерация автовладельцев России, не уберегли россиян от очередного повышения цен.

Пенсионерка из Благовещенска задала Путину вопрос на прямой линии: «ОСАГО дорожает на 60 процентов, это где-то 10-12 тысяч рублей. Сюда же включается страховка за жизнь водителя, без неё не выдают полис. Пенсия – 14 тысяч. Машина – наша кормилица, возит нас на садовый участок. Как прожить месяц на оставшиеся средства?»
Вопрос Галины Загорской, можно сказать, остался без ответа. Президент обещал подумать и, может быть, ввести адресную поддержку малоимущих водителей. Но не повышать стоимость ОСАГО, по его мнению, нельзя: иначе страховые компании просто уйдут с рынка.

ОСАГО появилось в России в 2003 году. С этого времени страховщики каждый год требуют от государства повышения тарифов, угрожают банкротствами, уходом с рынка. И каждый год тарифы растут.

С течением лет методы получения дополнительной прибыли у страховщиков становятся всё изощрённее. В нагрузку к ОСАГО они умудряются тулить клиентам дополнительные услуги, такие как страхование жизни или имущества. При этом сервис лучше не становится: клиентов гоняют за бумагами, придираются к каждой запятой и всячески занижают размеры компенсационных выплат. Суды завалены исками к страховым компаниям.

Аргументы, которые приводят страховщики, известны: мол, ОСАГО нам не выгодно, потому что государство повышает размеры компенсационных выплат, запчасти дорожают, а на дорогах полно мошенников, которые используют ДТП для личного обогащения.

Впрочем, отзывы автовладельцев, которых полным-полно в интернете, говорят об обратном: главные мошенники находятся вовсе не на дорогах, а... в самих страховых компаниях. Или аффилированы с ними. Вот, например, одно из последних «изобретений». Страховая компания направляет автовладельца на экспертизу в определённую фирму. Экспертиза оплачивается за счёт заявителя с устным обещанием, что потом эти расходы страховая компания компенсирует – при условии предоставления чека. Но чек надо ещё умудриться получить в той самой аффилированной компании.

Или, например, другое: вместо того чтобы просто перечислить компенсационную выплату потерпевшему при ДТП автовладельцу, сотрудник компании подсовывает клиенту на подпись договор цессии – переуступки права требования к страховой компании. Таким образом, клиенту выплачивается одна сумма, а сотрудник компании потом получает совсем другую, большую сумму. При этом оспорить в суде заниженную сумму выплаты автовладельцу практически невозможно.

Есть ещё немало других уловок, но законодатели почему-то этого как будто не видят. На днях заместитель председателя Центрального банка Владимир Чистюхин сделал сенсационное заявление: ситуация в области ОСАГО исправляется, количество жалоб на проб­лемы с покупкой полиса снизилось. «Крупнейшие страховые компании демонстрируют положительную динамику по улучшению качества продаж, расширению сети офисов. А доказать факт навязывания доп­услуг очень трудно даже при наличии видео– и аудиозаписи общения граждан со страховщиками», – заявил он. Что это, если не карт-бланш на любые действия по отъёму денег у населения? 

Но самое вопиющее даже не это. По мнению Владимира Чистюхина, которое приводят СМИ, ситуа­цию с отсутствием полисов в свободном доступе нагнетают... средства массовой информации! Никак наши чиновники не могут понять суть работы СМИ: что это зеркало, которое отражает действительность. Если рожа изначально крива, никаким зеркалом этого не исправишь.

Инга Сысоева