Качество – имя нарицательное
Знаете, как на западно-украинском диалекте будет велосипед? Ровер. А лезвие безопасной бритвы? Жилетка.
Когда я жил в военном городке в Львовской области, то есть в русскоязычном анклаве, то похихикивал, как и мои друзья, над этими особенностями мовы. Мы, жившие за железным занавесом, не догадывались, где корни этих диалектных слов.
Велосипед получил такое называние, потому что первые и самые лучшие велосипеды делала ещё с конца ХIX века английская фирма «Ровер». Ну, а жилетки – известная сегодня всем россиянам «Жилет».
К чему я об этом? Да к тому, что такое превращение имени собственного в нарицательное, пропущенное через фильтр народного осмысления, можно расценивать как высочайшую оценку качества продукции. А много ли у нас в России таких брендов, которые превратились бы в имена нарицательные? Да, есть водка, самовар, «зато мы делаем ракеты, а также в области балета мы впереди планеты всей». Всё это верно. Но на стыке лингвистики и производства, кроме калаша, вряд ли что-то можем противопоставить роверу и жилетке.
Если мы хотим перестроить экономику и слезть с нефтяной иглы, то просто обязаны в корне пересмотреть подход к качеству продукции. Положительные примеры, кстати, есть, но их всё-таки маловато.
Ношу одни туфли, не поверите, около десяти лет. Выглядят почти как новые. Купил у одного знакомого на рынке, он очень рекомендовал. Не обманул. Марка – «Рязаньвест». Когда-то это было совместное российско-немецкое предприятие, сейчас, кажется, немцы ушли из учредителей. А технологии, оборудование остались. Теперь «Рязаньвест» фактически отечественный бренд.
Был как-то на родине матери в Задонском районе Липецкой области. Деревенские родственники угостили помидорами. Я такой вкуснотищи больше никогда не ел. Правда, сорта голландские. Но на русском чернозёме они дали такой результат, какого, уверен, на родине им не видать. Приятно.
Но неприятно то, что уже на рынке в Липецке таких помидоров нет. Есть неплохие томаты усреднённого качества, но не бренд. То есть для себя, в деревне, вырастить можем, а на поток уже не поставим. И так, увы, повсеместно.
Зашёл на сайт «Рязаньвеста». Оказывается, у них всего с десяток фирменных магазинов по стране. Почему же продукция такого высочайшего качества не завоёвывает рынок?
А потому, что у нас в стране выпускать качественную продукцию зачастую невыгодно. Пример тому – колбасные изделия. Сами продавцы, рекламируя товар, говорят: «Очень качественная продукция, берите, пока марку раскручивают. Потом уже будет не то». Истину глаголят. Помню, писал про колбасный заводик в Будённовске. Продукцию выпускал изумительную. Вскоре хозяин завода стал мэром Будённовска, видимо, во многом благодаря и колбасе. И колбаса испортилась.
Но и те предприниматели, которые в мэры не вышли, тоже часто идут похожим путём. И не только потому, что совесть теряют. А просто приходят к выводу, что качественный товар не конкурентоспособен на отечественном рынке. Выгодней гнать халтуру, удешевляя производство.
Очевидно, что это ненормально. Видимо, умные головы в правительстве должны серьёзно задуматься, как создать такие экономические условия, чтобы богател тот, кто работает хорошо, кто создаёт настоящие бренды, прославляющие страну.