Беспрецедентно по прецеденту

Кого российский суд милует, а кого не жалует.

Месяц назад команда судна «Арктик Санрайз» была арес-тована в полном составе. Случилось это после попытки активистов Гринпис провести акцию на принадлежащей «Газпрому» платформе в Печорском море. 18 сентября активисты спустили с ледокола резиновые лодки и с их помощью попытались высадиться на платформу, чтобы повесить там баннер против нефтедобычи в Арктике. Акция была пресечена российскими пограничниками, которые открыли в направлении экологов предупредительный огонь. На следующий день спецназ ФСБ России взял штурмом судно Гринпис. Судно отбуксировали в Мурманск. Экипаж поместили под стражу, выдвинув всем обвинение, ни много ни мало, в пиратстве.

Итак, мы опять решили показать всему миру – кто к нам на лодке приплывёт и плакат на нашу буровую повесит, тот в мурманском СИЗО «будет иметь ограниченный доступ к умывальнику». Вышло, кстати сказать, не хило. Всё-таки опыт проведения акций, «повышающих рейтинг нашей страны в глазах мировых инвесторов», у нас имеется.

Но такой размах, как с Гринпис, нам власть ещё не демонстрировала. На сегодняшний день в мурманском СИЗО дожидаются суда граждане США, Канады, Новой Зеландии, Австралии, Великобритании, Швейцарии, Дании, Турции, Аргентины, Италии, Франции, Польши, Нидерландов, Бразилии, Финляндии, Швеции, Украины, а также четверо россиян. Всем им выбрана мера пресечения – арест.

Среди задержанных не только активисты Гринпис, которые участвовали в организации акции против добычи нефти в Арктике. В СИЗО сидят инженер-судомеханик, оператор радиостанции, начальник связи, боцман, кок, фотокорреспондент, и даже… судовой врач. В общем, широкий охват аудитории. Люди разных профессий и из разных стран мира.

В свою очередь, их друзья, коллеги на свободе, тоже люди разных профессий из разных стран мира, требуют активистов освободить. Причём с завидным единодушием.

Одиннадцать лауреатов Нобелевской премии мира обратились к Путину с просьбой «сделать всё возможное, чтобы снять обвинения в пиратстве».

Глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов намерен обратиться в Генпрокуратуру к Юрию Чайке с просьбой освободить из-под стражи членов экипажа «Арктик Санрайз». Федотов считает, что следствие неверно квалифицировало действия активистов. Умысла захватить платформу у них не было.

Ясен Засурский, президент факультета журналистики МГУ, пишет блестящую характеристику гражданину России пресс-секретарю Гринпис Андрею Аллахвердову для приобщения к ходатайству о мере пресечения. Такие же характеристики на Андрея представляют из «Радио России», Высшей школы экономики, Академии ТВ и радио. Коллеги Аллахвердова создали сайт «Непират» и за неделю больше девятисот человек отправили через него письма в Генпрокуратуру, Следственный комитет, ФСБ с требованием освободить Андрея.

Собирают подписи под петицией об освобождении россиянки судового врача Екатерины Заспа её коллеги. «Обвинения эти несправедливы, – пишут Катины коллеги в открытом письме, – доктор Заспа не нападала ни на какие суда, не пыталась завладеть чужим имуществом, не применяла насилия… Надо как можно скорее вернуть ей свободу».

300 журналистов со всей России подписывают письмо с требованием освободить их коллегу фотокорреспондента Дениса Синякова.

Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин, приглашённый в студию к Сергею Брилёву («Вести»), говорит на всю страну, что невозможно характеризовать действия гринписовцев как пиратство.

Но… 30 человек с «Арктик Санрайз» по-прежнему находятся под стражей в мурманском следственном изоляторе. Суд не нашёл основания для удовлетворения жалоб активистов на меру пресечения.

...Уже освобождены из-под стражи большинство участников погромов в Бирюлёво.

...Евгения Васильева, находясь под арестом, читает тома возбуждённого против неё уголовного дела у себя дома. Всего ей инкриминируют 12 эпизодов преступных деяний. Более тысячи ювелирных изделий общим весом 19 кг изъято у скромной чиновницы «Оборонсервиса»...

...Бывший министр обороны Анатолий Сердюков если и предстанет перед судом, то всего лишь в качестве свидетеля. С его согласия совершались многомиллиардные хищения государственной собственности. Но, похоже, его «вводили в заблуждение».

...Дочь мэра Ростова-на-Дону Ольга Чернышёва признана виновной в совершении уголовного преступления. Фермеры оформили на Ольгу акты дарения земельных участков. Ольга участки продала (предположительно за 300 миллионов рублей), а деньги фермерам вернуть забыла. Наказание Чернышёва получила условно. В случае Ольги суд учёл наличие у неё положительных характеристик с работы и двоих детей. И до суда Ольга, естественно, находилась дома.

Судя по этим прецедентам, суд у нас гуманный. И правильно. Во всех этих судебных решениях есть логика. Пусть люди находятся на свободе, зарабатывают деньги и отдают долги потерпевшим, воспитывают детей и присматривают за пожилыми родителями.

Но гуманность эта выборочна. И критерии отбора потерпевших сегодня не видит только слепой. Все те, кто делал резкие движения по отношению к власти, претендовал на власть, критиковал власть, осуждены безоговорочно и на длительные сроки, несмотря на хилость доказательной базы и смягчающие обстоятельства. По сути, в стране сложилось прецедентное право с прецедентным наказанием. Сидит Ходорковский, сидят девушки из группы «Пуси Райот», сидят активисты с Болотной.

Гринпис, все это понимают, замахнулся на наше национальное достояние, на «Газпром», на его действия в Арктике, которые могут нанести ущерб природе уникального региона. А это уже прецедент в международном масштабе. Наша власть потерпеть его не может. Пресечь. Каким путём? Очевидно, хорошо ей известным и отработанным – распространить карающее прецедентное право и в международном масштабе.

Другое объяснение тому, что происходит, трудно найти.

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество
Газета: Газета Крестьянин