Дыни для Хрущёва

Эту байку впервые я услышал лет 25 назад от легендарного  донского фотокорреспондента Бориса Каралкина. Всю жизнь в кармане Бориса Пантелеевича было одно удостоверение - областной газеты «Молот». Он работал на пяти (!) съездах КПСС не будучи коммунистом (как он попадал во Дворец съездов, он никогда не рассказывал). Снимать руководителей партии и страны во время их визитов в Ростов поручалось только ему. Хозяева высоких кабинетов с ним здоровались за руку персонально.

Он много знал, Борис Каралкин. И никогда в себе ничего не держал: всё, что происходило с ним, тут же становилось достоянием его коллег. За открытость, общительность его и любили. В одну из многочисленных совместных командировок (на село он ездил с особым удовольствием) Каралкин мне и поведал забавную историю, которая могла закончиться для одного её участника весьма печально. Вкратце суть такова.

Приехал на Дон Хрущёв. Смотрел, естественно, кукурузу. За обедом председатель колхоза угостил Никиту Сергеевича дынями. Тому «колхозница» очень понравилась. Кто пробовал этот сорт, подтвердит - бесподобный вкус. Похвалил: «Молодцы, хорошие дыни выращиваете». Председатель скромно потупил глаза: мол, стараемся. «Ты мне передай таких в Москву оказией. Друг Фидель приезжает, угощу его. А то он там на бананах сидит...» И - по Твардовскому - «тут и сел старик», в смысле, председатель. Никаких дынь-то у него в колхозе не росло. Это он из соседнего края завёз, чтобы попотчевать высокого гостя. Пот прошиб до поясницы... Заикнуться, что дынь нет и передавать нечего, - значит головы не сносить. А позор какой... Перед первым человеком страны... Долго кручиниться времени не было: на машину - и в Астрахань. Там и дыни, и арбузы у друга. Загрузился - и назад, в аэропорт ростовский. Первым бортом ушли дыни в столицу. Тогда только и вздохнул свободно. Будь они неладны, эти дыни...

Вот такая байка. Потом я слышал её ещё пару раз от других «посвящённых». История обрастала подробностями, менялись детали и имена. Не Фиделя, а Броз Тито собирался угощать Хрущёв, вместо Астрахани всплывала Абхазия и т. д. Но суть оставалась - обман не раскрылся, председатель выкрутился из щекотливой ситуации. Эдакая народная сказочка: мужик - молодец-удалец, барин - в дураках.

...Сколько лет прошло. Уже и Бориса Каралкина нет в живых (царствие ему небесное). Не говоря о Хрущёве. И вот мы сидим под летним навесом с Василием Николаевичем Мазуровым во дворе его дома в селе Красная Поляна, и он мне рассказывает, как же всё было на самом деле. Да-да, друзья мои,  Мазуров - тот самый председатель колхоза имени Кирова Песчанокопского района Ростовской области, который принимал у себя Хрущёва! В прошлом году справил восьмидесятилетие, 28 августа ему стукнет 81. Выглядит гораздо моложе. Гладко выбрит, чистый живой взгляд, аккуратно причёсан, подтянут, свежая сорочка.

- Какие восемьдесят, Василий Николаевич? - искренне удивляюсь. - Вам и семьдесят с оглядкой не дашь.

- Радикулит по весне стал прихватывать, - как бы с недоумением говорит Мазуров: мол, всё так, вроде бы, ничего, а откуда вот эта зараза прицепилась - не пойму.

Но он не собирается сдаваться немощи в плен, борется - в доме жёсткая наклонная доска для упражнений, в проёме двери - турник, чтобы повисеть, разгрузить позвоночник. Болеть ему никак нельзя, надо быть на ногах, потому как на нём - питомник. Что за питомник? В 2012 году Красной Поляне - 200 лет. К этой дате Василий Николаевич готовит селу подарок - на десяти сотках своего огорода выращивает сеянцы, чтобы через три года высадить их в парке и по улицам. Более трёх тысяч молодых побегов тянутся ровными густыми строчками - каштан, шелковица, айва, тополь серебристый, ива плакучая, абрикос, дуб, сосна, черёмуха, вишня войлочная, смородина, клён остролистый... К юбилею их будет до пяти тысяч штук. Представляете? И всё это - из косточек и бубочек, семенами и черенками. Саженцев-то не укупишься (питомник - голый энтузиазм Мазурова), за тот же каштан 120 рублей надо отдать на базаре.

А как обращаться с деревьями, лучше Мазурова вряд ли кто знает и умеет в округе. Василий Николаевич по специальности - инженер-лесомелиоратор. В 1958 году, после объединения колхозов и МТС, стал бригадиром-садоводом в колхозе имени Кирова. Тут он развернулся вовсю - за четыре года посадил 600 гектаров сада (!). Это в рядовом товарном хозяйстве зерно-животноводческого направления. Грандиозный, говоря по-нынешнему, проект. По 20 грузовиков ежедневно ездило в Егорлык за саженцами (в кузов можно было положить только 200 штук). Сад получился - такого поискать: 120 тысяч плодоносящих деревьев! Плюс 20 гектаров винограда (свой винцех был), малина, крыжовник, смородина и прочее по мелочи. А как обихожен он был! В саду царила высокая культура: дорожки выглажены, дом (офис, то бишь) выбеленный, на километр розы цвели, маки. Единственное, что тогда не удалось Мазурову, - построить там консервный завод. Все понимали, что он просто просился туда, но не срослось...

Вот в этот сад Мазуров и привёз Хрущёва. Но не груши-яблоки показывать, а, естественно, «царицу полей». Дело в том, что там сначала на тридцати, а потом на 85 гектарах выращивали кукурузу. Занимался этим Дмитрий Родионович Бредихин, прогремевший урожаями на всю область. Кукуруза была - на коню заедешь и ещё рукой тянешься, чтобы до метёлки достать. По 765 центнеров зелёной массы с гектара косили (выращивали её только на силос). В общем, было что показать.

Приехал Хрущёв 6 августа 1964 года.

- Суматоха с весны началась, - вспоминает Василий Николаевич. - Первый секретарь обкома В.В. Скрябин приезжал, смотрел. Говорил: «Приедут высокие гости». Кто конкретно - ни слова.

Приехал поездом из Зимовников.

- Встречали в Развильном, - рассказывает Мазуров. - Пол-часа ждали, пока вышел из вагона. Светлые штаны, рубашка, шляпа. Протянул руку. Ладошка мягкая, рыхлая.

- Что будем делать? - Хрущёв у Скрябина.

- Вот хозяин, - указывает тот на меня.

Я пригласил в сад на кукурузу. Из вагона съехали две «Чайки». Сели, поехали. На переезде перед носом опускается шлагбаум. Выскочила охрана, орёт нецензурно: «Открывай!» Женщина открыла. Одна машина прошла - снова шлагбаум закрылся. Потом выяснилось: водитель мотопоезда захотел посмотреть на Хрущёва, подъезжал к переезду. Естественно, срабатывала автоматика. Никита Сергеевич переживал, что с женщиной охрана обошлась некультурно.

Интерес к первому секретарю ЦК был большой, всё село собралось в центре Красной Поляны. Считали так: раз жена председателя здесь, значит, приедет сюда. К солдатскому памятнику постелили 200 метров ковровой дорожки. Дорогу поливали - пыль прибивали - из пожарных машин. Милиции - больше, чем селян.

Не приехал Никита. Часа два всего длился визит.

- Разговор с Хрущёвым помните, Василий Николаевич?

- Разговора-то особого не было. Был инструктаж - что можно спрашивать, что нельзя. Как вести себя в этой ситуации? С вопросами ни о чём не полезешь же. Оставалось только подхватывать... Секунды, когда ни я, ни он не говорил, казались вечностью. Только сказал, что «Херсонец» не берёт початок. Он отреагировал сразу.

- Изаксон, где ты? - обернулся Никита к свите, - тут вот жалуются, что комбайн слабый.

...В кукурузе прямо и поставили столы. Как полагается (на партбюро) - буквой «Т». Село - человек тридцать. Кто конкретно - туман...

- Я не видел никого, - говорит Мазуров, - такое было состояние. Кто там за столом сидел - мне не до них было. Напряжение огромное...

Василию Мазурову тогда было 35 лет...

Без пареных початков, конечно же, не обошлось. Кукурузу из Краснодарского края привезли, там раньше созревает, своей ещё не было.

- Мне попался кочан - не угрызу, - рассказывает Мазуров. - Переспелый... Я похолодел. Глянул на Никиту, тот два раза крутнул початок - готова кочерыжка. Ему попался хороший, молодой кочан, а если бы старый... Потянулся за вторым, но доктор остановил: хватит, Никита Сергеевич, одного кочана.

Подали дыни. Их тоже с Кубани доставили. Дыни Хрущёву понравились, спросил: откуда, какой сорт? Мазуров сказал, что дыни свои, местные, сорт - «колхозница».

- Я почту в поезде разбирал, - говорит Хрущёв. - Посол в Австралии Михайлов (бывший первый секретарь ЦК ВЛКСМ. - Авт.) пишет: «Никита Сергеевич, у вас, наверное, уже сезон на дыни пошёл». Я хочу ему оказией отправить самолётом.

- Говорю: у нас их дынная муха поела, - вспоминает Мазуров. - А то, что на столе, - это выборочно собрали. Я боялся, вдруг попросит много, а у меня нету. Что тогда?

Я ему рассказал про астраханский вариант из байки.

- Нет, - твёрдо отвечает Василий Николаевич, - не было такого.

Провожая Хрущёва, Мазуров пригласил его ещё приезжать.

- Часто ездить - хозяин прятаться будет, - отвечал Никита Сергеевич.

...В октябре Хрущёва освободили от всех должностей.

Выразить свое отношение: 
Теги: общество
Рубрика: Персона
Газета: Газета Крестьянин