Дохода кони не дают

Студентами мы иногда ходили на Ростовский ипподром.

 Шли «прицепом» за большим любителем скачек Валерием Маниным, который, если выигрывал пару-тройку червонцев, угощал нас пивом, а то и шашлыком. Домой я приносил программку испытаний как отчет перед женой о времяпрепровождении. Она, являясь ярой кошатницей, совершенно игнорировала эти лошадиные списки. Но однажды вплотную заинтересовалась. Долго листала тоненькие странички и, наконец, ткнула пальцем.

- Вот. Какая прелесть. Кота будем звать Пфальц.

К тому времени у нас уже вторую неделю без имени-отчества жил лохматый черно-белый кот, подобранный ею на улице. Спорить не стал, она - филолог, к слову русскому - чуткая. Кота не жалко было. Подумал только: зачем лошадям давать такие дурацкие клички? И не выговоришь... По этой причине, наверное, дед-сосед называл потом нашего кота просто... Зельц.

- У полукровных лошадей первая буква клички обязательно даётся по отцу, - просвещал меня недавно Александр Васильевич Костенко, - а мать будет в середине. А у чистокровных наоборот - первая буква по матери... Так родословная фиксируется и сохраняется. В 2008 году мною был арендован жеребец Болд-Консул, рождён в Ирландии, его родословная ведётся с 1883 года.

Вон оно что. Эти первые буковки родителей вяжутся, и получаются такие клички типа Пфальц. Так что высоких кровей кличку имел наш кошак. Хоть и лошадиную.

Александр Костенко - бизнесмен из г. Пролетарск, а юридически точнее - индивидуальный предприниматель (ИП). Говорить о лошадях может часами. Потому что ему это интересно. И лошадьми он занимается по-серьезному. Хотя по сути - энтузиаст. Это увлечение Александру Васильевичу обходится в кругленькую копеечку, но он чётко понимает, что без вложений можно долго топтаться на одном месте. А у него мечта: »...Будут здоровье, силы - придём к высокому уровню». Высокий уровень - это Волгоградский конный завод, кубанские «Восход» и им. Майстренко. «Восход» - самый именитый, с уважением в голосе поясняет Костенко. Хотя уже сейчас коллеги-конезаводчики, побывавшие у него в гостях, отмечают: условия содержания лошадей у Костенко лучше, чем в том же совхозе им. Майстренко. Будет и поголовье соответствующее - чистопородное. Задача такая поставлена Александром Васильевичем. Если терпения хватит, добавляет.

- Почему именно лошади? - спросил я Костенко.

- Хочется оставить какой-то след, такой незабываемый, - сказал Александр Васильевич. И вспомнил ныне покойного однофамильца - Героя Социалистического труда, бывшего председателя колхоза имени ХХ партсъезда соседнего Орловского района П.Ф. Костенко.

- Павел Федорович в 1964 году привез в Орловский район жеребца Стандарта, - продолжил Костенко, - брата кобылы Арагвы, у них отец - Агрегат. Так вот Арагва - это кобыла, которая ещё в 1954 году установила рекорд, и до сегодняшнего дня он не побит. 1800 метров прошла за 1 минуту 49,5 секунды. От Стандарта пошёл след...

Кстати, первых лошадей, когда затевал свою конюшню в 2003 году, Александр Васильевич брал именно в колхозе имени ХХ партсъезда. Сейчас у него уже более 40 лошадей, в том числе 17 маток, 10 годовиков и 8 - на испытания. В апреле эта восьмерка отправляется на Ростовский ипподром, где 3 мая открывается сезон, и вернутся домой только в сентябре. За это время каждая лошадь примет участие лишь в пяти заездах. Тут режим строгий: после каждой скачки - три недели отдыха, надо вышагать лошадь. Нынче Костенко реально рассчитывает на успех, есть три головы достойные, говорит он. Конкретика, как вы понимаете, тут неуместна.

К стартам лошадей готовит Алёна Глущенко с двумя помощниками. Она имеет опыт работы на Московском и Ростовском ипподромах, была помощником у известного тренера Сафронова. В полтора года лошадь приводится в заездку, тренинг. И начинается каждодневная кропотливая работа. Нужно чувствовать животное, контролировать его состояние, регулировать нагрузки. И за полгода довести до кондиции, не «поломать».

...По просьбе нашего фотокора Алёна Глущенко выводит из конюшни лошадей на тренировочный круг. Вот Дербент - красавец!

- Алёна, покажи Дастара, - командует Костенко.

Дастара купили с конюшни совхоза им. Майстренко три года назад. У него хорошая скаковая карьера, испытывался на Краснодарском ипподроме. В 19 стартах ни разу не вывалился за призовую черту: 6 первых мест, 5 - вторых, 6 - третьих и 2 - четвертых. Есть сегодня на конюшне жеребец и куда именитей - Леон-Кинг, сын Данхила.

- Данхил - лучший производитель в Европе 2007 года по линии английской чистокровной, - поясняет Александр Васильевич.

Леон-Кинга вывести из денника Костенко не дал. На улице была грязь, скользко, мало ли что, не дай Бог, ногу подвернёт. Жеребец взят в аренду у частного владельца Магомеда Огузова. Покроет 17 кобыл - вернут хозяину.

Показал нам Александр Васильевич и доходную часть своего подсобного хозяйства (так он называет всё своё животноводство) - овец и коров. Тут никаких зрелищ - чистое производство. Овец (которых он завел уже в последнюю очередь) разводит мясной породы эдельбай. Сейчас это довольно-таки широко распространено - шерсть-то никому не нужна, её просто выбрасывают. А баранина идёт по 120 рублей за килограмм. И есть спрос.

Чисто на мясо выращивает он и коров калмыцкой породы. Животина эта, надо сказать, редких достоинств. Ну, то, что даёт изумительное мраморное мясо, известно всем. А в справочниках можно прочитать: »...порода, выведенная для экстремального содержания». Настолько неприхотлива, что в Калмыкии этих коров содержат просто в глубоких балках (никаких корпусов). Или бетонные плиты стеной ставят - от ветра. Круглый год - на подножном корме, на выпасах.

Александр Васильевич, правда, создал им нормальные условия - и корпуса есть, и корма заготавливает. Растелиться «калмычка», кстати, может прямо в поле. Умная - прячет телка. Положит теленка в камышах - не найдёшь, тот голову не поднимет, пока мать не появится. Пытались выслеживать - бесполезно, ведёт в противоположную сторону. Только с лошади, издалека, чтобы она человека не видела. Подойдёт, промычит громко - малыш поднимает голову. И вообще, если она отелилась в поле, к телёнку лучше не подходить - опасно, может убить человека.

Нагуливают вес «калмыки» хорошо - в возрасте 1,5 года Александр Васильевич реализует полутонных бычков. Чистого мяса - более 50 процентов. Развиленский мясокомбинат охотно берёт такой скот по 120 руб. за кило. 30 тысяч рублей за голову - неплохо. Сейчас у Костенко170 маток, 90 годовалых бычков и 185 телок. Поголовье регламентируют размеры выпасов, прилегающих к животноводческим точкам.

Своей земли в обработке у Костенко нет. Фураж (овёс, ячмень, пшеница, рисовая мука, отруби) закупает. А сено заготавливает по потребности на брошенных колхозами (по причине отсутствия скота, овец) ранее залуженных полях по сходной цене. Для этого есть вся необходимая техника - два МТЗ-80, «немка» - косилка, рулонный пресс, ПТС. 400 тонн сена вполне хватает на всё поголовье.

Для полноты картины. До того как купить первых лошадей, Александр Васильевич десять лет занимался торговлей.

- Посмотрел на семейный бюджет (до 1993 года он работал на элеваторе наладчиком оборудования. - Авт.) - не вяжется, - рассказывает Костенко, - учёбу старшему сыну в институте, съёмную квартиру в Ростове надо оплачивать. Младший ещё в школу ходит. Жену, агронома ОПХ «Пролетарское», сократили. И пошёл в торговлю. Начинал с аренды магазина. Сейчас имею уже четыре своих, построил на въездах-выездах в Пролетарск. Ими жена, Любовь Петровна, занимается. До 2000 года от торговли был хороший доход. С него я и купил первые два корпуса под лошадей.

Андрей, отучившись в вузе, вернулся домой, работает вместе с отцом, во всём ему опора. Младший, Александр, живёт в Ростове. Когда приезжает к родителям, обязательно заглянет на конюшню - ещё больший любитель лошадей, чем Андрей. Тринадцатилетний внук Денис (сын Андрея) к лошадям полностью индифферентен. Зато на рыбалке отцу фору даст.

Догадываясь о предполагаемом ответе, я всё же спросил Костенко:

- Александр Васильевич, времена нынче тяжелые. Кто последним уйдёт с подсобки, если придётся ликвидировать поголовье?

- Реально такой ситуации не будет, - сказал он. - Успели до кризиса развиться. У нас животноводство на пике. Только приумножай. А если теоретически - от овец в первую очередь избавимся, затем - от коров, потом продадим три корпуса, а четвертый с лошадьми оставим.

И последний штрих к портрету. Костенко не терпит чужих денег - никогда ни у кого не занимал, ни разу не брал кредитов. Не любит и в долг давать. Считает это унижением - когда просишь и когда должника теребишь, напоминая, что пора уже рассчитаться...

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Животноводство
Газета: Газета Крестьянин