Не обижайте маленьких!
Что ждёт сельские малокомплектные школы? Этот больной вопрос, поднятый в публикации «Малыши» не выживут?» («Крестьянин» № 10), повторяется в ваших письмах и звонках. Одним из тех, кто обратился в редакцию после выхода статьи, стал председатель Совета областной АККОР, зампредседателя Матвеево-Курганского районного собрания депутатов Николай Попивненко. Николай Васильевич пригласил нас в посёлок Матвеев Курган, что в сотне километров от Ростова: «Приезжайте и посмотрите, какие школы у нас собираются закрывать!».
Мы приехали и посмотрели.
Невезучая Марьевка
Марьевскую школу для визита Николай Попивненко выбрал из «эгоистических» соображений - он когда-то сам там учился, и ему её жалко. (Представляю на минуту, что будет, если закроют ростовскую школу, где училась я. Честно сказать, я вряд ли это замечу - так же, как и большинство моих одноклассников).
Школа вполне типичная - 25 километров от райцентра, 77 учеников, 13 педагогов. Небольшая, невзрачная, но уютная и какая-то «домашняя». Рядом со зданием школы - памятник героям Великой Отечественной. Несколько ребят под руководством педагога сажают цветы рядом с солдатской могилой. Говорят, 9 Мая здесь собирается всё село.
Недавно Марьевская школа угодила в «чёрный список» из восьми школ, которым не хватает средств на выплату зарплаты. Для того чтобы Марьевская школа открылась в сентябре, нужно откуда-то взять 1363,5 тысячи рублей.
- Если нас закроют, детей будут возить в Новоандриановскую школу - она в 15 километрах отсюда, - говорит директор Ольга Моисеева. - Но к нам и сейчас возят 20 ребят из Соколовки и Камышовки - для них получится 50 километров в оба конца.
У Ольги Ивановны всё уже подсчитано. В автобусе 23 места. Значит, 77 человек - это четыре автобусных рейса утром и столько же после занятий:
- Первый рейс получается около шести утра - это когда же нужно встать ребёнку?
А домой он попадёт не раньше четырёх-пяти часов. Вот такой рабочий день. А кружки? У нас ведь школа работает до позднего вечера.
Школа эта действительно хорошая - об этом говорят результаты ЕГЭ и призы на олимпиадах. 23 компьютера (получается примерно один на пять человек), интернет. Есть горячее питание - в отличие от Новоандриановской школы. А самое главное - то, о чём сказано уже много раз: не будет школы - умрёт село Марьевка.
О душе подумали
У заведующей районным отделом образования Лидии Карпушиной как раз собрались директора школ - вместе ломать голову, как быть с «малокомплектками».
- Когда с января 2008 года мы перешли на подушевое финансирование, нам перестало хватать денег даже на зарплату, - говорит Лидия Михайловна.
Подушевое финансирование - это такая система, при которой деньги выделяют в зависимости от количества учеников. Понятно, что большие городские школы с переполненными классами от этого выиграли. А где взять «лишних» учеников сельским школам, если в классах бывает и по семь-восемь ребят, а то и по два-три?
- Раньше мы перераспределяли деньги между школами. Но с 2009 года нам это запретили, - продолжает Карпушина. - А в ноябре прошлого года из-за кризиса урезали бюджет районного образования на 10 млн рублей. Сейчас нам не хватает около семи миллионов только на зарплату - не говоря уже о прочих расходах. Но мы выживем - дайте только возможность «богатым» школам поделиться с «бедными». А лишнего мы не просим.
Присутствующие директора с ней согласны:
- Если в школе осталось пять-десять учеников, бессмысленно её поддерживать - несколько таких школ недавно закрыли и правильно сделали. Но ликвидировать сельские школы, в которых по сто и более учеников, - это ни в какие ворота не лезет!
Глава Матвеево-Курганского района Александр Криворотов публично заявил:
- Пока я на своей должности, я сделаю всё, чтобы ни одна школа в районе не закрылась.
И написал письма в разные инстанции - в частности, председателю Законодательного собрания Ростовской области Виктору Дерябкину - с просьбой разрешить перераспределение средств субвенций и спасти восемь школ от закрытия. В ответ получил письмо за подписью председателя комитета по образованию Валентины Мариновой с обещанием «принять к сведению» и «учитывать в дальнейшей работе». А также с напоминанием о том, что «объём неэффективных расходов по развитию образования в Матвеево-Курганском районе в 2008 году составил более 30 млн рублей».
Неэффективные «иные»
Что такое эффективные расходы на образование?
- Те, которые действительно пошли на успешную учёбу, а не на какую-нибудь показушную ерунду, - примерно так ответит любой нормальный родитель. И, с точки зрения министерства образования, будет глубоко не прав: в минобразовских документах эффективность расходов определяется наполняемостью классов и соотношением количества учителей и «иных сотрудников».
С этой точки зрения, неважно, что выпускники школы А поступают в лучшие университеты, а выпускники школы Б читают по складам. Зато в школе А в классах всего по 10-12 человек, а в школе Б - аж по 25. А с тех пор, как в школе Б уволили медсестру, уборщицу и прочих ненужных людей, неэффективные расходы на содержание «иных» почти исчезли.
Что сельское среднее образование в целом уступает городскому - с этим мало кто будет спорить. На селе нет возможности выбрать школу или кружок, похуже оборудование (хотя в последнее время сельские школы неплохо «прибарахлились»), да и самые талантливые, нестандартные педагоги чаще водятся в больших городах. Но сельская школа всегда брала другим: добрыми отношениями между учителем и учениками, отсутствием казёнщины.
То есть вещами, учёту не поддающимися, а стало быть, абсолютно неэффективными.
«Забудьте про финансы!»
На недавней коллегии министерства образования Ростовской области министр Игорь Гуськов, адресуясь к «представителям с мест», сказал буквально следующее:
- Нельзя закрывать малокомплектные школы, если вы не учли все нюансы: куда подвозить детей, как трудоустроить учителей. Недавно в Тацинском районе сократили учительницу - ей 45 лет, у неё двое детей. Где она возьмёт средства к существованию? Нас просто завалили подобными жалобами! Не прячьтесь за широкую спину министерства - решение вопроса о закрытии школ находится полностью в ведении местных властей. Главное - качество образования. И забудьте про финансы!
Совет хорош. Но денег на зарплату сельским учителям от такой забывчивости не прибавится. Разве что министр попросит педагогов поработать бесплатно.