Зов предков

В посёлке Псебай учат детей керамике и гончарству.

Преподаватель художественной обработки глины Псебайской детской школы искусств Валерия Динабург перед началом урока показывает мне самые простые вещи: отпечатанные на глиняной пластинке листья трав, ракушки, ягоды. Завораживающе красиво. А затем берёт в руки податливый серый комок, пальцем сверлит в нём углубление, закрывает полость и лепит контуры причудливой птицы, которая, стоит дунуть в дырочку, начнёт издавать весёлые трели. У меня руки чешутся сотворить подобное чудо самому.

- У взрослого такая реакция, - улыбается Валерия Роальдовна. - А представляете, какой восторг у детей!

Поиск талантов

Через минуту в кабинет врывается шумная разновозрастная ребятня, у которой закончился предыдущий урок. Замечаю: будущие керамисты и гончары - в основном девочки. Некоторые приехали сюда на дополнительные занятия из школ соседних Андрюков, Перевалки. Рассаживаясь за парты, достают коробки с инструментом и «строительным материалом». А специально для гостя снимают с полок готовые игрушки, ранее слепленные собственными руками. У Лены Ивакиной выделяется забавный зазывала в кепке из композиции «Восточный базар». У Марины Лоевой - хитрый кот в мешке. У Тани Миронычевой - злой серый волк. У Вари Байрамиду - весёлая композиция «В цирке».

- Я пока не хожу в горы за глиной, - признаётся стеснительная Лена. - Её мне приносит папа. Зато всё остальное делаю сама. Игрушки леплю не только здесь, на уроках. Дома тоже. Мне это очень нравится.

Если присмотреться, то увидишь: у каждого юного мастера свой стиль. Даже одни и те же зверушки у соседей по парте - разные.

- В этом вся прелесть, - скажет мне позднее Валерия Роальдовна. - Вот посмотрите на эту птичку, что украшает глиняную кружку. Наивная, но очень греющая. В ней ребёнок выразил себя, свою душу.

Учитель Динабург не любит вопросы, которые ей задают иногда в классе: «Правильно ли я делаю?» Понятие «правильно» в народном искусстве неуместно, убеждена она. Важны наблюдательность и своё оригинальное видение. Поэтому собственные игрушки, изготовленные на глазах учеников, Валерия Роальдовна тут же снова превращает в бесформенный комок. Чтобы не копировали, а шли своим путём.

- В этих стенах ребята познают радость творчества, которая будет греть их всю последующую жизнь и побуждать к новым вершинам созидания, - убеждена учитель. - Ведь некоторые приходят ко мне до такой степени инерционные, настроенные на потребительство, что оторопь берёт. Всё, что умеют, это нажимать на кнопки. Для них глиняный колокольчик или свистулька - первая полезная вещь, которую они сотворили собственными руками. Надо видеть, как преображаются они в этот момент!

«Кризис жанра»

По профессии инженер-электронщик, Валерия Динабург после института работала по специальности на оборонных предприятиях Урала. Когда наступил «кризис жанра», уехала вместе с мамой и дочерьми сюда, в предгорья Краснодарского края. А через пару лет стала учить керамическому ремеслу малышей в детском саду Псебая. Было это в тяжёлые 90-е годы.

- Здесь состоялось моё творческое выражение, к чему стремилась всю жизнь, - рассказывает Валерия Роальдовна. - Ведь ещё студенткой института я конструировала корабли. И затем, когда работала на войну, свободное время посвящала общению с природой, собиранию красивых камней.

В Псебае поначалу она хотела продолжить традиции деревянных народных промыслов, которыми некогда славились эти места. Но тяга к керамике оказалась сильнее. К тому же окрестные горы давали такое разнообразие материала - и по цветовой гамме, и по фактуре, что устоять было просто невозможно. Дело пошло. Через несколько лет талантливого мастера и педагога пригласили в детскую школу искусств, где возможности для самовыражения богаче. Дирекция учреждения приобрела для поклонников древнего ремесла гончарный круг и печь обжига. И теперь местные юные керамисты и их наставник - неизменные призёры краевых конкурсов народного творчества.

Забытые бурёнки

Для некоторых выпускников школы искусств работа с глиной стала профессией. Пытается жить за счёт керамических поделок и оставшаяся в Псебае Мария Игнатова. На веранде её дома я увидел с десяток симпатичных вещиц: самовары, дворцы для аквариумов, солонки, нарядные барышни со звонкими колокольчиками внутри…

- Заказал вот торговец коров, а за товаром не приехал, - грустно показывает Маша на стадо ярких бурёнок на подоконнике. - Я на них больше недели потратила.

Маша работает на пару с отцом. Юрий Александрович, консультируясь с Валерией Роальдовной, освоил с десяток лет назад гончарное дело. Делает экологически чистую посуду с оригинальным орнаментом по технологиям древнерусских мастеров.

- Но жить только промыслом ни мне, ни дочке пока не удаётся, - признался первый в Псебае гончар. - Спрос невелик. Для местных жителей изделия ручной работы дороги. А наплыв туристов в наши места пока невелик. Продаём в основном на выставках народного искусства.

Валерия Динабург тоже с трудом сбывает свои поделки торговцам, чтобы помочь дочерям, которые уехали в города за образованием. Это при том, что сувенирные отделы наших магазинов завалены дешёвой импортной безвкусицей. К тому же в экологическом отношении этот ширпотреб, в отличие от керамики, не безупречен.

- Керамистам и гончарам надо объединяться, чтобы предлагать торговым фирмам изделия в хорошем ассортименте и объёме, - считает Валерия Роальдовна. - Интерес к такой продукции, особенно в крупных городах страны, растёт. Устав от виртуальных ценностей, люди тянутся к естеству, к природе. Магия керамики с её древними корнями в этом смысле вполне объяснима.

О применении полученных знаний зашла у нас речь и в директорском кабинете школы искусств.

- Конечно, мы гордимся выпускниками, которые выбрали местом работы керамическую или гончарную мастерскую, - сказала директор Надежда Казуль. - Но самое главное, чтобы благодаря урокам творчества дети стали чуточку добрее. Мне кажется, нам это удаётся.

пос.Псебай, Мостовский р-н, Краснодарский край

Выразить свое отношение: 
Теги: общество
Рубрика: Персона
Газета: Газета Крестьянин