Безработные в деревню не спешат
Финансовый кризис сказывается на рынке труда как в городе, так и на селе: счёт сокращённых и уволенных пошёл на тысячи, а количество вакансий резко уменьшилось. Чтобы справиться с растущей безработицей, власти разработали целый комплекс мер.
Во время встречи с журналистами в редакции «Крестьянина» об этом подробно рассказала начальник управления государственной службы занятости населения Ростовской области Лидия ТКАЧЕНКО.
- Лидия Петровна, каков уровень безработицы в области сегодня?
- Ситуация на рынке труда усложнилась в четвёртом квартале прошлого года - до области докатилась волна кризиса. С октября мы начали еженедельно мониторить ситуацию, и показатели нас не радовали. Уже на 1 января 2009 года уровень регистрируемой безработицы с 1% от экономически активного населения вырос до 1,3 %, а сегодня эта цифра составляет 1,8 %. И если в октябре на учёте в службе занятости состояло 21,5 тысячи человек, то сейчас речь идёт о 39,5 тысячи. Такой резкий скачок безработицы был лишь в 2004 году, когда шло массовое высвобождение шахтёров.
- Это официальные цифры. Но ведь есть ещё и скрытая безработица...
- Мы располагаем данными только о простаивающих предприятиях. Недавние изменения в законодательстве обязали работодателей сообщать в службу занятости о прекращении работы или переходе на неполный рабочий день. По нашим данным, сегодня только в сельских территориях в такой ситуации оказалось 61 предприятие с общей численностью сотрудников - 5900 человек. Если брать всю область, то около двадцати тысяч жителей Дона сегодня отправлены в отпуска без содержания либо работают в режиме сокращенного дня.
- Совсем недавно власти говорили о нехватке рабочих рук, о необходимости привлекать иностранцев. Сегодня от этой идеи отказались?
- До кризиса мы заявляли квоту на 24,5 тысячи иностранных работников. Правительство утвердило наши пожелания, но потом сократило количество мест на пять тысяч. На днях мы урезали квоту ещё на четыре тысячи. Нас иногда упрекают: своим работы нет, а вы «чужих» зовёте. Но учтите, не хватает в основном неквалифицированной рабочей силы. В Ростове-на-Дону сегодня требуется сто дворников, и никто не хочет браться за эту работу! А «чужие» берутся... И потом у нас 78% высвобожденных - это служащие, инженеры, управленцы с высшим образованием, остальные - работники низкой квалификации. А по предложению вакансий наоборот: 78% ныне предлагаемых рабочих мест высшего образования не требуют.
- А если брать пол и возраст безработных? Как соотносятся цифры?
-У безработицы по-прежнему женское лицо. 65% состоящих на учёте в службе занятости - женщины. Что касается возраста: 30% - молодёжь, остальные - люди средних лет и предпенсионного возраста. Кстати, мы сейчас досрочно отправляем на пенсию тех, кто попал под сокращение. Например, если мужчину уволили в 58 лет, а женщину в 53 года, то пенсия им может быть назначена досрочно. Подчёркиваю, это распространяется на тех, кто остался без работы по причине сокращения штата или ликвидации предприятия.
- Есть мнение, что регистрируемая безработица выросла не только из-за проблем на предприятиях, но и потому, что ранее не работавшие граждане стали на учёт, желая получать повышенное пособие по безработице.
- Да, это тоже сыграло свою роль. Проблема в том, что везде громко рассказывают о максимальной величине пособия - 4900 рублей, а минимальный-то размер всего 850 рублей. Поэтому, когда люди требуют у нас по максимуму, а по закону им положен минимум, возникают конфликты. Таких жалоб очень много.
- Удаётся ли трудоустраивать людей? В ком сегодня заинтересованы работодатели?
- В начале октября в областном банке данных было 48 тысяч вакансий, сейчас - чуть больше 20 тысяч. Из этого количества только 4,7 тысячи мест заявлены на селе. Трудоустроить удаётся не всех. Некоторых направляем на переобучение. Например, мы уже подготовили 1002 специалиста. На эти цели было израсходовано 7 млн 97 тысяч рублей. Работу в этом направлении будем продолжать. Подготовка и переподготовка специалистов будет вестись в 92 учебных заведениях области. При этом «ученик» в период обучения может рассчитывать на стипендию в размере месячного пособия по безработице.
- Перепрофилировать человека можно, но нужно ли? Каковы реальные шансы найти потом работу?
- Шансы есть. Смотрите, в селе открыто 4,7 тысячи вакансий. Кто требуется? 15 ветврачей, 15 агрономов, 8 зоотехников, 109 трактористов, 83 механизатора, 144 водителя, скотников - 55 человек... Даже требуются два управляющих фермой! Особенно востребованы рабочие специальности. Конечно, некоторые вакансии мы переподготовкой не закроем. Так, например, в области не хватает более 1000 врачей (в одном Волгодонске - 60 вакантных мест!). Люди не хотят ехать в провинцию из-за низких зарплат и проблем с жильём. Кстати, в областной программе поддержки занятости в этом году даже заложены средства на помощь при переезде: 550 рублей в сутки человек может получать в течение трёх месяцев на оплату жилья. Воспользоваться предложением могут 400 человек.
- Два месяца назад в области была принята специальная программа, направленная на борьбу с безработицей. В чём её новизна? Какие меры сегодня принимаются для улучшения ситуации в сфере занятости?
- Да, действительно такая программа действует. Главная её особенность в том, что средства выделяются не только на людей, попавших под сокращение, но и на тех, кто находится под риском увольнения. Здесь также речь идёт о переобучении. Например, работает у нас завод синтетических продуктов в Новочеркасске. Там предполагается оптимизация на одних производствах и расширение других направлений. Вот те, кто попадает под сокращение, могут пройти переподготовку для работы на другом производстве того же завода. Обучение будет оплачиваться из бюджетных средств. Всего на программу будет направлено 199,9 миллиона: 189 млн - из федерального бюджета, остальные - из областного. Кроме опережающего обучения программой предусмотрены и общественные работы. Особенно это актуально для тех, кто переведён на неполный рабочий день.
Я не сказала ещё об одном важном направлении - организация самозанятости с выдачей годового пособия в качестве стартового капитала. Если речь идёт о «минималке», то это 10 200 рублей, максимальный размер помощи - 58 800. Капитал небольшой, но это стартовая возможность потом участвовать в программах поддержки для малого бизнеса. А там уже деньги совсем другие. Мы заинтересованы, чтобы люди регистрировались как индивидуальные предприниматели.
- А как в этом случае быть с владельцами ЛПХ, фермерами? Формально их тоже можно отнести к безработным.
- Дискуссия об этом идёт уже много лет, но пока никаких изменений в закон не вносилось. Официально эти люди могут быть отнесены к категории безработных. Заставить их регистрироваться в качестве предпринимателей нельзя.
- В ряде регионов наметилась чёткая тенденция: люди массово бегут в деревню, начинают работать на земле. Насколько это актуально для Ростовской области?
- По нашим прогнозам, массового возврата в село не будет. Скорее всего, туда поедут те, кто задействован в каких-либо образовательных проектах. Уже сейчас идёт подбор кадров для некоторых предприятий, расположенных в сельской местности. Вряд ли кризисная ситуация заставит и сельскую молодёжь, приехавшую в город на учёбу, вернуться домой. Хотя ребятам придётся трудно: 50 тысяч выпускников вузов, ссузов и учебных заведений НПО получат в этом году дипломы. Куда они пойдут? Мы можем поддержать, устроив кого-то на производственную стажировку, выплачивать им первое время минимальную зарплату. Но воспользоваться этой программой смогут не более тысячи человек.
- А как вы в целом оцениваете ситуацию на рынке труда? Есть ли надежда, что темпы роста безработицы начнут спадать?
- Мы принимаем все меры, чтобы стабилизировать ситуацию, но, к сожалению, сегодня эти процессы не останавливаются. Наш мониторинг говорит о том, что еженедельно армия зарегистрированных безработных увеличивается на триста человек.
Телефон «горячей линии» управления государственной службы занятости населения Ростовской области: 8(8....