«Живём на вулкане мы, а деньги получает кто-то другой». - АЭС
Заложники атомной станции до сих пор ждут обещанных льгот
Общественные слушания, посвящённые пуску третьего и четвёртого энергоблоков Володонской АЭС, свелись к прослушиванию начальственных докладов и «захлопыванию» неугодных ораторов.
Если в каком-нибудь городе непорядок с экологией, проблемы с демографией или со здоровьем граждан, достаточно построить там атомную электростанцию - и все показатели сразу придут в норму. Такая мысль посетила меня к исходу второго часа слушаний, когда ум окончательно зашёл за разум от обилия радостных фактов и обнадёживающих цифр. В это время на сцене волгодонского ДК имени Курчатова заместитель гендиректора Федерального медицинского биофизического центра имени А.И. Бурназяна Наталья Шандала разворачивала графики - один оптимистичнее другого. Согласно им, начиная с 2001 года - момент пуска первого блока АЭС - рождаемость в окрестных районах неуклонно растёт, а инфекционная заболеваемость и смертность (в том числе младенческая) столь же неуклонно снижаются. Финал выступления Натальи Шандалы вызвал в зале нервные смешки. На экран спроецировали трогательный слайд: с одной стороны весело дымит Волгодонская атомная, а с другой - старательный аист несёт счастливым родителям младенца, которому, уж конечно, не угрожают ни заболеваемость, ни смертность, ни прочие беды, выдуманные злокозненными экологами.
- Это мы, что ли, в таком земном раю живём? Хоть бы что-нибудь плохое сказала - правдоподобней звучало бы, - проворчала моя соседка справа.
За стенами зала осталась огромная толпа народа: большинство жителей Волгодонска, пришедших на обсуждение, в зал не попали. Для них организовали трансляцию в Малом зале и в фойе.
Зал и правда был заполнен до отказа. В толпе и среди волгодонских коллег-журналистов циркулировали устойчивые слухи о том, что работников АЭС сгоняли сюда в приказном порядке, чтобы «придать нужное звучание». Так это или нет - утверждать не берусь. Но факт налицо: кучно сидящая четверть зала - левый задний сектор - дружно аплодировала по окончании каждого доклада и столь же дружно «захлопывала» (то есть перебивала хлопками, не давая говорить) ораторов, выступающих против строительства новых блоков.
Ведущая заседания, директор Волгодонского филиала ЮРГТУ (НПИ) Валентина Руденко на это внимания не обращала. Зато несколько раз пресекала выкрики с мест о том, что пора бы дать слово и общественности:
- Мы будем придерживаться утверждённого порядка.
Что же за порядок такой, когда в течение двух часов общественных слушаний семеро чиновников и явно заинтересованных специалистов читают доклады о том, как хорошо работает первый блок АЭС? И не только об этом: мы уже выслушали популярную лекцию по сейсмологии (попутно, правда, нам сообщили, что станция выдержит любое землетрясения какое только возможно в наших местах), узнали о структуре всевозможных органов, контролирующих работу АЭС, о строительстве плавучих атомных станций - очень перспективное начинание, между прочим… Начальник отдела контроля и экологической безопасности АЭС Ольга Горская порадовала тем, что все показатели - содержание в почве и воде радионуклидов, тяжёлых металлов и пр. - в норме. (Верится с трудом - всё же мерили вблизи огромного промышленного предприятия, а не в чистом поле). О третьем и четвёртом энергоблоках, ради которых собрались, после вступительного доклада проектировщика как будто забыли.
- Измором зал хотят взять, - вздохнули откуда-то слева.
На третьем часу слушаний, когда народ уже стал разбегаться, дали наконец слово и общественности. Общественность оказалась очень разной. С одной стороны - экологи и «технари», пытающиеся в отведённые по регламенту пять минут скороговоркой изложить свои соображения об опасности для природы региона и технической несостоятельности проекта. С другой - милейшая девушка из Общественной палаты Волгодонска, в искреннем юном порыве сообщившая залу, что «молодёжь - это наше будущее», и зачитавшая обращение к руководству города и АЭС с просьбой побольше об этом будущем думать.
Впрочем, Общественная палата тоже оказалась разной. Её председателя Виктора Стадникова «захлопывать» не стали, хотя выступил он резко «против течения». Может, потому что он начал с того, что публично пристыдил «хлопальщиков», может, из уважения к почтенному возрасту. А может, потому что с тем, что он говорил, вряд ли могли всерьёз поспорить даже самые ангажированные из участников собрания:
- Мы оказались в таком же положении, как и десять лет назад, когда запускали первый блок. Мы - заложники ситуации. Нам обещали льготные тарифы, социальные объекты и т. д. - где это всё? По закону до 10 процентов денег, заложенных в смету строительства, должно было пойти на социальную защиту волгодонцев. Мы не один раз спрашивали, где эти деньги, - ответа нет. Мы до сих пор ждём его от депутатов, которые дали добро на строительство АЭС, а потом лишили нас обещанных льгот.
- Мы уже смирились с существованием АЭС, - сказала мне одна из жительниц Волгодонска, пришедших на слушания. - Но пусть нам хотя бы заплатят за то, что мы живём в условиях постоянного риска. Почему вулкан под боком у нас, а деньги получает кто-то совсем другой?