Думали, что схватили Бога за бороду
Интервью с Председателем Кубанской АККОР Виктором Сергеевым
- Кубанская АККОР объединяет четыре тысячи КФХ, это только треть действующих хозяйств. Почему не идут, спросите? Нет мотивации для объединения. Отсутствует идеология самоорганизованности, объединения в саморегулируемую организацию.
Когда в начале 90-х зарождалось фермерство, все бежали из коллективных хозяйств, стремились отделиться. Думали, что, получив землю, схватили Бога за бороду. И надеялись, что все их проблемы будут решены. А реальная жизнь показала, что в рыночных условиях в одиночку конкурировать очень сложно. И теперь появляются ростки кооперации, создаются кредитные, снабженческо-сбытовые, перерабатывающие кооперативы.
- Кооперация проходит под эгидой АККОР?
- Инициировали её мы. Но когда появился приоритетный национальный проект «Развитие АПК», в него, тоже благодаря АККОР, вошло это направление - поддержка малых форм хозяйствования и сельскохозяйственной кооперации. Получив этот сигнал от высших, федеральных органов, от Министерства сельского хозяйства России, региональные органы исполнительной и законодательной властей стали рассматривать эти вопросы. На Кубани появились две краевые программы поддержки развития кооперации. АККОР выступает в роли локомотива, за которым выстраиваются другие. Мы взяли на себя, и сейчас к нам подключилась власть, вопросы информирования, оказания консультационной поддержки, меры организационной поддержки, финансовой. Вновь создаваемым кооперативам выдаётся комплект оргтехники на сумму в пределах ста тысяч рублей. В крае работают уже 148 кооперативов. Где-то их возглавляют лидеры наших районных ассоциаций, но есть и руководители, которые фермерами никогда не были.
- Виктор Васильевич, какая проблема для вашей организации самая больная?
- В последнее время, не по своей инициативе, мы как-то дистанцировались от власти. Не скажу, что в оппозиции. В формате диалога взаимодействуем. В каждом районе есть совет, где представители ассоциации встречаются с главами, их заместителями по АПК, рассматривают вопросы. Если они не решаются, передают их на краевой уровень, а мы уже определяемся, перед кем их ставить. Но в дальнейшем, считаю, надо так выстраивать отношения, чтобы власть отдала саморегулируемым организациям те деньги, которые идут на нужды фермеров. Конечно, контролировала при этом их расходование. Нам внизу виднее, кому в первую очередь нужна помощь. А то ведь происходит расслоение. Крупные хозяйства ближе к власти. Сейчас, как и раньше, появляются у фермеров разные проблемы: земельных отношений, имущественных, экономические, рейдерские захваты. И вот тут АККОР востребована, как скорая помощь. Если не будет ассоциации, некуда будет обратиться. Приведу пример. Вместе с корреспондентом «Крестьянина» Виктором Ивановичем Шостко мы спасали в 2007 году от рейдерского захвата хозяйство Филатова из Каневского района. И благодаря тому, что мы эту проблему вынесли на обсуждение краевого фермерского сообщества, подключили власть, рейдеры отступили. Сейчас хозяйство работает, выходит из кризиса.
Есть много общих проблем, которые мы обсудим на съезде. Взять хотя бы преемственность. Не многие дети фермеров идут по стопам родителей. И не потому, что труд нелёгкий. Главная причина - неуверенность в завтрашнем дне.