Как развивается грудной ребенок?
Все знают, что организм ребёнка - совсем не такой, как организм взрослого человека. Особенно грудного ребёнка. Но, к сожалению, многие родители, прежде всего, молодые мамы и папы, имеют весьма смутное представление об этих отличиях.
Особенности органов и систем
Кожа грудного ребёнка: очень нежна, легко ранима. Следует помнить: поскольку теплорегуляция организма ещё слишком несовершенна, он быстро перегревается и быстро переохлаждается!
Подкожно-жировой слой: масса его стремительно нарастает, и это может стать причиной крайне нежелательного ожирения.
Костная система: соединения костей черепа постепенно становятся более прочными. В норме, к 1-2 месяцам закрывается малый родничок, а к 1 году - большой. Однако чересчур раннее зарастание родничков, которое случается при нарушениях обмена веществ, вызывает сжатие и деформацию головного мозга, а позднее может привести даже к гидроцефалии (водянке головного мозга).
Зубы. Их прорезывание начинается обычно в 6-8 месяцев. Сначала должны появиться 2 нижних зуба, затем - 2 верхних, после них - ещё 2 верхних (по бокам от предыдущих верхних), и, наконец, 2 нижних (по бокам от предыдущих нижних). В результате годовалый ребенок должен иметь 8 зубов.
Появление их сопровождается, как правило, небольшим повышением температуры, беспокойством, бессонницей, недомоганием. Это не должно пугать родителей, так как такие проявления бывают у большинства здоровых детей.
Чтобы зубы прорезывались быстрее, давайте ребёнку грызть специальное резиновое колечко, морковку. Температуру до 38° С «сбивать» не следует - это естественная защитная реакция организма.
Мышечная система: поза, при которой у младенца руки в покое согнуты в локтях, а ноги - в коленях и притянуты к животу, оправданна до 2,5 месяцев. Но если она сохраняется и дальше, необходима консультация невролога, так как это может быть признаком заболевания нервной системы.
Дыхательная система: глубина дыхания увеличивается благодаря дальнейшему развитию лёгких. Её состояние следует проверять по таким параметрам:
- до 3 месяцев частота дыханий должна составлять 40-45 вдохов-выдохов в минуту;
- в 4-6 месяцев - 35-40;
- в 7-12 месяцев - 30-35 вдохов-выдохов.
У малышей до одного года на 1 дыхание должно приходиться 3 удара пульса.
Сердечно-сосудистая система: в возрасте до одного года усиленно нарастает масса сердца. Частота пульса постепенно уменьшается, составляя около 125 ударов в минуту. А артериальное давление, наоборот, постепенно увеличивается до 90/63 мм ртутного столба.
Пищеварительная система: органы функционально ещё недостаточно зрелые, поэтому до возраста 4,5-5 месяцев младенец питается, в основном, грудным молоком матери.
В промежутках между кормлениями его допаивают кипячёной водой, 5%-ным раствором глюкозы, физиологическим раствором (0,9%-ным раствором поваренной соли). Постепенно начинают давать соки, каши, творог. Новые продукты нужно вводить в рацион питания очень осторожно, следя, не возникают ли аллергические реакции в виде сыпи, зуда, покраснения.
Следует помнить: у грудничка интенсивность всасывания желудком и кишечником питательных веществ, поступаемых с пищей, очень высока. Поэтому на 1 кг массы его тела пищи требуется в 2-2,5 раза больше, чем взрослому.
Мочеполовая система: объём мочевого пузыря увеличивается, а стенки его становятся эластичнее очень медленно. К концу первого года число мочеиспусканий уменьшается до 15-16 раз в сутки.
Нервная система: уже в самом начале грудного периода ребёнок начинает фиксировать взгляд на ярких предметах; при появлении чувства голода плачет; сосёт пальцы; при близости материнской груди оживляется, поворачивает голову, производит сосательные и глотательные движения.
От месяца - к месяцу
Становятся более сильными мышцы шеи и спины, и ребенок, лёжа на животе, ненадолго приподнимает головку, а в вертикальном положении несколько секунд удерживает её прямо. Если прикасаться к подошвам малыша, лежащего на животе, он отталкивается ногами и пытается ползти. А если поддерживать его под мышки, опирается ногами.
Двухмесячный карапуз удерживает голову в течение более длительного времени. Он следит за движущимися предметами, реагирует на голос поворотом головы. В ответ на обращение к нему улыбается, «гулит». При прикосновении к его стопам ребёнок уже не пытается отползти - этот рефлекс исчезает.
В три месяца он должен не только свободно удерживать голову, но и легко переворачиваться со спины на живот. Малыш уже более точно улавливает направление звука и поворачивается в его сторону. При близости груди матери, бутылочки или ложки тянется к ним, открывает рот. Наконец, проявляет свои первые чувства, любит, когда с ним играют. А если перестают заниматься, то он капризничает.
В 4 месяца ребёнок уже садится при поддержке взрослых. Начинает определённым образом реагировать на знакомые и
незнакомые лица. Он не только улыбается, но и смеётся.
5-месячный малыш уже хорошо узнаёт свою мать, различает тон голоса, с которым к нему обратились. Движения его становятся более уверенными, он стоит на ногах, поддерживаемый под мышки.
6-месячный ребёнок самостоятельно садится и сидит без поддержки. Пытается ползать на четвереньках, при поддержке встаёт и делает попытки переступать ногами, переворачивается с живота на спину. Умеет есть с ложки. Начинает произносить первые слоги: «ма», «ба», «па»…
7-месячный малыш ползает, поднимается на четвереньки, сидит самостоятельно, при опоре встаёт на колени. Поддерживаемый под мышки, хорошо переступает ногами. Уверенно повторяет слоги: «ма-ма», «па-па»…
8-месячный ребёнок свободно ползает, встаёт и сам садится, цепляясь за кроватку. Повторяет заученные движения, хлопает в ладоши. Встаёт и пробует ходить при поддержке за руки. Мимика его становится богаче.
9-месячный выполняет довольно сложные движения: перебирает игрушки, выполняет простые просьбы («дай ручку» и т. п.).
Ищет спрятанный предмет. Пытается стоять, ни на что не опираясь. Ходит держась за руку. Садится из положения стоя.
10-месячный малыш сам поднимается и стоит без опоры. Может ходить держась за руку. Подражает движениям взрослых. Начинает произносить простые слова.
11-месячный ребенок встаёт, садится, нагибается. Знает названия некоторых предметов и показывает их. Понимает запреты, выполняет просьбы. К концу первого года обычно уже делает первые шаги без поддержки. Произносит отдельные слова, и его запас составляет около 10 слов.
Как заниматься с малышом?
От 1 до 3 месяцев. Следует выкладывать ребёнка на живот не только перед кормлением, но и в середине бодрствования; периодически подставлять к его стопам свою ладонь (это опора при ползании).
От 3 до 6 месяцев. Необходимо разговаривать с малышом, вызывая ответный лепет. Часто и уже на более долгое время класть его на стол или в манеж на живот, стимулируя ползание. Протягивать ему игрушки-кольца, показывать их сбоку, добиваясь переворачивания.
Но в этом возрасте ни в коем случае не следует ни ставить, ни сажать ребёнка!
От 6 до 12 месяцев. Следует добиваться, чтобы малыш подражал произносимым вами слогам и простым словам. Называл окружающих людей, предметы, действия. Нужно учить его выполнять некоторые движения и действия по слову взрослого, подкрепляемого показом. Побуждать к ползанию, вставанию, ходьбе с опорой, а позднее и без неё.
Для обогащения психики ребёнка впечатлениями и развития речи показывайте ему животных, заводные игрушки, а с 10 месяцев и первые картинки. Игрушки нужно не подвешивать, а класть в манеж, в кроватку, на пол. Они должны быть яркими, разноцветными, звучащими. Хороши мячи, легко открывающиеся пластмассовые коробочки, складные матрёшки, небольшие пирамидки.