Индустриальное овощеводство. Выгоды и риски
Специальный проект газеты «Крестьянин»
Наибольший объём овощей и картофеля в России по-прежнему производится сегодня в малых формах хозяйствования – в личных подсобных, фермерских хозяйствах, потребительских кооперативах.
Индустриальные методы стремительно внедряются и в эту сферу. Механизация работ на земельных участках, капельный полив, круглогодичные теплицы из современных материалов становятся повседневной реальностью в ЛПХ. В передовых КФХ переход на промышленные рельсы ведётся ещё энергичней.
С чем это связано? Почему приобретение специализированной техники и передового оборудования стало насущной потребностью фермеров? Как они решают ключевую для большинства аграриев юга проблему надёжного водоснабжения для орошения? Есть ли достойная альтернатива гибридам известных западных фирм? Чем заменить импортные высокоточные сеялки и комбайны для овощных культур?
Об этом и многом другом мы решили рассказать на примере сельскохозяйственного потребительского снабженческо-сбытового кооператива «Ейский агросоюз», созданного шесть лет назад и объединяющего сегодня 20 КФХ и ЛПХ овощного направления из Ейского района Краснодарского края. Нашим собеседником и гидом при посещении производственных участков кооператива стал зампредседателя «Ейского агросоюза» Сергей Рудых.
Гектар морковки в 30 раз доходней пшеничного
– В нашем кооперативе сегодня 20 членов. Это в основном КФХ и ЛПХ, – рассказывает Сергей Николаевич. – Также ассоциированными членами являются предприятия, которые поставляют средства производства. Структура кооператива была определена ещё шесть лет назад: он создавался для поддержки малых форм – КФХ и ЛПХ. Для снабжения их средствами производства и для сбыта выращенной продукции.
Поскольку кооператив объединил малоземельных крестьян (их суммарный земельный банк не превышает 80 га), то решено было заняться не традиционным для Кубани зерновым бизнесом, а трудоёмким и финансовоёмким овощеводством.
– Мы не ставим целью поддерживать членов кооператива по зерновому направлению, – говорит Рудых. – Оно в крае хорошо развито. Тем более у нас в Ейском районе, где действует порт. А вот малые формы плодоовощного направления поддержки не имеют.
Между тем овощной гектар способен превратить даже малоземельного фермера в успешного бизнесмена. В подтверждение собеседник ссылается на расчёты по минувшему сезону: «Если с зернового направления в 2021 году получали 30-40 тыс./га чистого дохода, то на овощном – 1-1,5 млн/га чистого дохода. Несмотря на это мы завозим овощи из-за рубежа. У нас всё есть для того, чтобы выращивать овощи. Нужно только желание».
Сергей Рудых
Про «всё» для выращивания овощей стоит сказать подробнее. О благодатном кубанском климате хорошо известно. Он открывает возможность поставлять на прилавок самую первую в стране продукцию открытого грунта. А значит, самую дорогую и выгодную для агрария. Длинное южное лето – это шанс получения двух урожаев овощей за сезон. Но без регулярного полива здесь не вырастут ни морковка, ни картошка. А вода в последние годы и на Кубани, и на Дону, и на Ставрополье – ресурс дефицитный. Реки, питающие оросительные каналы, мелеют. Поэтому подача воды на орошаемые участки по графику тоже реальность. Впрочем, кооператива «Ейский агросоюз» эта реальность не затронула.
– Наша стратегия развития плодо-овощного направления строилась на том, что у нас внизу (под землёй) очень большие запасы хорошей воды. Пласты залегания на разной глубине. Мы приглашали специалистов, которые занимаются этой темой ещё с советских времён. Провели геологические изыскания, составили карты, – перечисляет Сергей Николаевич. – То есть подошли к этому профессионально.
Важно было знать, на какую площадь овощей у нас имеются запасы воды. Изучили объём, сделали лабораторные анализы. Исходя из этого и составляли бизнес-план. Мы доочищаем воду только на тепличный комплекс – стоит обратный осмос. Для открытого грунта вода отлично подходит для полива. Получили лицензии на скважины из минприроды. И краснодарская фирма их нам пробурила. Словом, водой мы полностью обеспечены на всю нашу площадь.
Сергей Рудых считает, что за минувшие шесть лет кооператив совершил гигантский скачок в своём развитии. Построены овощехранилища, приобретена современная спецтехника для работы в поле и на складе, закуплены оборудование, насосные станции, очистные сооружения для воды, транспорт для перевозки продукции и доставки рабочих…
Это стало возможным прежде всего благодаря полученному в 2017 году 35-миллионному гранту, к которому были приплюсованы 40% средств кооператива (размер софинансирования тоже большой).
Каждой культуре своя линейка техники
– С самого начала мы целились на современное производство, – продолжает зампредседателя. – Оснастив себя техникой для выращивания, мы приобрели и технику для доработки продукции. Приёмка с поля и закладка на хранение – сортировочные комплексы белорусского производства. Системы охлаждения склада – российского производства. Мы оснастили этим оборудованием два склада – по тысяче тонн хранения. К осени планируем построить ещё один такого же объёма – уже закуплено оборудование. То есть мы выстраивали цепочку от начала до конца (производство – хранение – сбыт). Также была приобретена линия по фасовке продукции со склада. По сортировке и подготовке на продажу – куплен бункер-сортировщик. Вся техника дорогостоящая, мы не купили бы её без средств поддержки. Эта программа софинансирования позволила кооперативу совершить большой рывок в развитии материально-технической базы. К такому результату мы шли бы (без поддержки) лет 10.
В овощеводстве чуть ли не каждая культура требует своей линейки узкопрофильной техники. Сеялки и комбайны для моркови не годятся для высадки и уборки капусты. Рассадопосадочные и уборочные машины для капусты не приспособлены к посадке и копке картофеля и т. д. В результате даже элементарный борщевой набор в индустриальном исполнении предусматривает формирование внушительного технического парка. Пока овощной набор для популярного блюда в исполнении «Ейского агросоюза» выглядит довольно ущербно: морковь, столовая свёкла, картофель. Потому что пока именно под эту «троицу» у местных овощеводов есть полное техническое оснащение. По мере дальнейшего насыщения машинно-технологического парка ассортимент продукции будет расширяться. Это принципиальная позиция руководства объединения.
– В прошлом году ручной труд на уборке подорожал в два-три раза. От него нужно уходить. Лучше меньше культур, но уборка техникой. Большой проект с ручным трудом не получится реализовать. Сегодня сборщики приехали, завтра не приехали. А это сбой в поставке, сбой в уборке, сдвигаются сроки. То же и с поливом капельной лентой: где-то её не уложили, не полили, недополучили урожай. А машина не обманет, – аргументирует Сергей Рудых.
В кооперативе системой полива на 30 га управляет сегодня один оператор. Когда необходимо, конечно, привлекают специалистов для обслуживания. Но ночью (когда происходит основной полив, чтобы не было ожога растений) оператор на насосной станции контролирует все машины. Не нужен персонал для обходов и осмотров. Выбраны современные круговые машины полива, «где, грубо говоря, вы нажали кнопку и забыли». Полив происходит в автоматическом режиме.
К этому варианту в «Ейском агросоюзе» пришли не сразу. Пробовали и «каплю». И полив с использованием бобинных перемещающихся машин – иностранного производства. Но пришли к выводу: всё, что можно, нужно автоматизировать. Чем меньше будет человеческого фактора, особенно в овощеводстве, где каждый день увлажнения стратегически важен, тем лучше.
Морковь, например, нужно поливать через день, поясняет Рудых. В верхнем слое почва постоянно должна быть увлажнена и разрыхлена. Этого можно достичь только за счёт дождя. Вот дождевальные машины это и делают. Но если вы один раз полили, а неделю – нет, то земля превратится в камень. Овощ любит мало полива, но часто. Постоянно перетаскивать шланги, перемещать машины – это деньги, трудозатраты, человеческий фактор. А тут машина стоит на своём месте, вы установили норму вылива, нажали кнопку на компьютере – и полив идёт постоянно.
Первый урожай: пусть меньше, но раньше
Перед тем как сделать окончательный выбор в пользу дождевальных машин кругового действия, кооператив изучил опыт их использования в Европе, Америке, у ближайших соседей («на юге Украины ещё в 2010 году тысячи машин были установлены»). Чем они хороши? «Вы подвели коммуникации к центру машины, и больше не требуется ничего – ни шлангов, ни электричества, ни тракторов. Только оператор управляет кнопкой».
Урожайность с использованием современных систем полива выросла, по оценке Рудых, в разы. Он полагает, что члены кооператива могут сегодня получать моркови по 100 т/га. Но такая цель для них неинтересна.
– Весь вопрос: к чему вы стремитесь? То ли получить поздний урожай и заложить на хранение. То ли получить раннюю морковь, – размышляет Сергей Рудых. – Можно получить 100 т/га и продать по 15-20 руб./кг.
А можно 20-30 т/га получить ранней моркови и продать по 70 руб./кг, как в прошлом году. И прибыль во втором случае окажется выше. В первом случае больше потрачено семян, воды, средств производства. Если нацеливаемся на ранний продукт, то его урожайность будет невысокая. Мы реально получаем 30-40 т/га на ранней моркови. Плюс второй такой же урожай. Специально сеем меньше семян (вместо 1 млн/га сеем 300-400 тыс./га), чтобы у растений было меньше конкуренции и урожай раньше созревал. Но получаем высокий ценник.
Первый посев в кооперативе обычно проводят в марте, хотя иногда и в февральские окна успевают это сделать. В нынешнем году произошёл сдвиг по погоде практически на месяц. После уборки первого урожая в конце июня – начале июля необходимо быстро подготовить поля и до середины июля выполнить второй посев ранними французскими или голландскими гибридами. Тогда удаётся выдержать сроки и получить ещё один урожай. «Летом получаем быстро всходы, происходит быстрое развитие растений». Если посеять позже 15 июля, то уже возникают большие риски. Потому что глубокой осенью нужно успеть не только убрать урожай, но и подготовить почву под весенний сев.
– Если вы с осени не подготовили фрезой гряду, весной там уже делать нечего, – говорит Рудых. – То есть иногда нужно раньше убрать второй урожай, чтобы не запоздать. Без гряды раннего урожая не получится.
Второй урожай в кооперативе хорошо хранится до весны. Хотя основную его часть оптовики закупают сразу. Поздней осенью только что убранные овощи идут, по словам Сергея Рудых, «на ура».
Овощной ассортимент открытого грунта дополняется в «Ейском агросоюзе» тепличными огурцами. Огород под плёнкой занимает пока небольшую площадь – 0,6 га. Но он тоже высокотехнологичен: гидропоника, система очистки воды, компьютерный полив, форточки, редукторы, плёнка высокой светопроводности... Тепличный комплекс тоже даёт два урожая за сезон: сбор огурца первой посадки рассады с февраля по июнь и второй – с сентября по декабрь. То есть цикл круглогодичный. И урожайность высокая – около 40 кг с квадратного метра за один оборот.
Между санкциями и тарифами
– Мы за шесть лет ни разу не столкнулись с проблемой сбыта, – утверждает Рудых. – Потому что выращиваем качественную продукцию при современных технологиях.
Основным потребителем урожая кооператив считает ближайший город Ейск, население которого в курортное время вырастает до 1 млн. В ближайшие лет 10 даже при интенсивном развитии «Ейский агросоюз» не покроет потребности в овощной продукции города-курорта, прогнозирует собеседник. Тем не менее покупают урожай в кооперативе не только местные торговые сети, но и оптовики других регионов, в том числе из Москвы.
Спровоцированный санкциями кризис поставок техники, оборудования, комплектующих уже вносит коррективы в планы развития овощеводства. Зависимость отрасли от импорта колоссальная, полагает Сергей Рудых. Начиная от селекции высокоурожайных гибридов и заканчивая высокоточными сеялками и комбайнами.
– Мы запланировали выход на 60 га полива, – говорит Сергей Рудых. – У нас сегодня уже действуют четыре машины компании Western, которые обслуживают 30 га. Но санкции вмешались. Оплаченные в октябре 2021 года новые машины этой компании в конце зимы пришли на рейд в Новороссийск, но затем корабль развернули. И судьба этой поставки неясна. Расширение полива пока заморожено. Мы ищем альтернативу.
Есть производство в России аналогичных машин, хотя и с иностранными комплектующими. Но с ценами творится хаос. Поэтому мы в ожидании.
В сложившихся условиях нужно быстро осваивать отечественное производство техники для сельского хозяйства и одновременно усиливать господдержку агросектора, уверен руководитель «Ейского агросоюза».
Скажем, на Кубани сейчас действует программа поддержки начинающих кооперативов. «Ейский агросоюз» в своё время уже ею воспользовался – получил и реализовал грант.
– Мы хотели бы второй раз пойти на грант с условием софинансирования, – посвящает в планы Сергей Николаевич. – С удовольствием приобрели бы картофельную линейку с сажалками и комбайнами (сейчас заимствуем их у ассоциированных членов кооператива). Взяли бы ещё складское оборудование. Но программа для действующих кооперативов у нас не работает. Тут тема федерального уровня. Кооператив запустили, толкнули вперёд. А дальше? Конечно, есть у нас программа софинансирования на приобретение техники кооперативом. Но она не настолько наполнена средствами, чтобы взять, к примеру, линейку картофельной техники. Для такой линейки требуется 40-50 млн гранта.
Содействие государства нужно, по мнению Сергея Рудых, и в снижении стоимости энергоресурсов в овощеводстве.
– Мы платим за электроэнергию 11 рублей. Всё производство на электричестве: полив, добыча воды, сортировка, фасовка, охлаждение. Очень тяжело, – констатирует он. – Энергоресурсы – это как отдельный акционер. Хорошо нам или плохо – получает свои дивиденды. Промышленность получает энергоресурсы в разы дешевле. Сельское хозяйство обделено. Непонятно, почему правительство до сих пор не обратило внимания на это. Мы 10 раз думаем, стоит ли развиваться с такой стоимостью электричества, стоит ли устанавливать охлаждение в хранилище.
Николай Гритчин
Фото Алины Минаковой