Донской аграрный сектор, развиваясь, «зеленеет»

ESG-трансформация в сельском хозяйстве и пищевой промышленности расширяет экспортные возможности региона

На прошлой неделе издательский дом «Коммерсантъ» собрал на онлайн-конференцию представителей властных структур, агрохолдингов, экспертов и учёных, чтобы обсудить вопросы устойчивого развития АПК и поговорить о здоровых продуктах как инструменте повышения конкурентоспособности. В 2020 году в России был принят закон об органической продукции, а в июне 2021 года президент В. Путин подписал федеральный закон № 159-ФЗ «О сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками», направленный на производство здоровых продуктов питания. Первого марта он вступает в силу.

Также задачей мероприятия стало знакомство с принципами ESG (Environmental – «экология», Social – «социальное развитие», Corporate Governance – «корпоративное управление»), которые становятся одними из основных приоритетов глобального стратегического развития агропромышленного комплекса.

ESG-принципы тесно связаны с 17 глобальными целями устойчивого развития, сформулированными ОНН в 2015 году, напомнил в своём выступлении заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области Дмитрий Репка и уточнил, что для донского региона наиболее приоритетной является цель № 2 — ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности и улучшение питания и содействие устойчивому развитию сельского хозяйства.

– Были сформулированы принципы реализации этих целей. Основное  – это рациональное использование природных и трудовых ресурсов, повышение устойчивого развития сельского хозяйства за счёт развития сельских территорий. На долю области приходится более 28% продукции, производимой в Южном федеральном округе. В структуре производства продовольствия растениеводство занимает 77%, животноводство — 23%. Сегодня остро стоит вопрос сохранения и воспроизводства плодородия почв, возрождения лесомелиорации. В связи с этим разрабатывается новая система земледелия, основанная на агроэкологическом районировании сельских территорий. Реализация всех задач напрямую связана с человеческим фактором. Программа улучшения жизни на селе позволила в 2021 году улучшить условия проживания 88 тысяч селян, – отметил Дмитрий Репка.

Сегодня в мире актуализируется процесс перехода к углеродной нейтральности. В Евросоюзе ужесточается климатическая политика. Какие последствия для донских экспортёров будет иметь введение в Европе углеродного налога (более 30 евро за тонну), оценил министр экономического развития Ростовской области Максим Папушенко, который считает, что «для нас экспорт — это кислород».

– Что мы ждём все – и бизнес, и региональные правительства — это новые поправки в законопроект об электроэнергетике, это принятие закона об эксперименте на Сахалине, это новый проект постановления, как создавать и вести реестр углеродных единиц, – прокомментировал ситуации министр.

О приоритетных направлениях ESG-трансформации в аграрной сфере и пищевой промышленности рассказал Алексей Праздничных, партнёр Strategy Partners, исполнительный директор Евразийского института конкурентоспособности. Он выделил пять ключевых групп интересов, под влиянием которых компании агропищевой промышленности реализуют стратегии устойчивого развития. Это потребители, государственное регулирование, инвесторы, сотрудники компаний, общественные организации. При этом основные драйверы ESG-трансформации компаний АПК в мире связаны с первыми тремя группами — потребителями, регуляторами, инвесторами. В России сегодня сравнительно активную ESG  позицию, согласно анализу Strategy Partners, занимают только потребители. Однако уровень влияния их ниже, чем в мире.

– В АПК реализация принципов устойчивого развития даёт стратегически важные эффекты — появление новых бизнес-моделей, разработку новых продуктов, рост доли рынка и ценовую премию за ESG-бренд.

Для агропищевой промышленности ESG-повестка — это не просто повестка, связанная со снижением рисков и улучшением репутации, а существенные стратегические выгоды, на которые необходимо ориентироваться, – уверен Алексей Праздничных.

О том, как следуют принципам устойчивого развития, или ESG, подразумевающего заботу об окружающей среде, заботу о сотрудниках и партнёрах и высокое качество управления,  в агрохолдинге «Степь», поделился директор департамента R&D и JT этого предприятия Сергей Ткаченко. Главный постулат его выступления — сельское хозяйство не может быть не зелёным. Если не заботиться об экологии, то за несколько лет плодородную пашню можно превратить в безжизненную пустыню. АХ «Степь» комплексно развивается в соответствии с ценностями ESG. Внедряет новые технологии, борется с деградацией земель, применяя чередование культур в севообороте, рационально используя минеральные удобрения и средства защиты растений на основе анализа с помощью JT-систем и коптеров. В последнее время взят курс на нулевую обработку почвы. «Степь» уделяет большое внимание условиям труда работников, а также инвестирует развитие сельских территорий.

Большой интерес участников конференции вызвало выступление партнёра Strategy Partners Инны Гольфанд, исследовавшей, что представляет собой рынок органической сельхозпродукции и готовы ли потребители платить за здоровые продукты питания.

– Начну с кратких цифр. На конец 2021 года органический рынок Российской Федерации – это почти 8 млрд рублей. Рынок растёт очень быстро — порядка 10% в год. Но при этом мы растём с низкой базы. Сейчас доля России в мировом рынке — 0,1%, то есть практически ноль. Почему так? Тенденция потребления здорового питания, органических продуктов пока для россиян нова. При  этом у нас есть огромный потенциал для взрывного роста в десятки и сотни раз.

По мнению Инны Гольфанд, стимулирующими факторами для этого являются наличие большого количества земли, низкий уровень загрязнения и достаточно развитая инфраструктура. К сожалению, ещё не все россияне понимают, что такое органика, дезориентирует и размытость требований к маркировке. Опрос показал, что 82% потребителей стремятся покупать товары самого высокого качества. Но при этом 64% полагают, что гарантией качества является наклейка «натуральное», а 17% – наклейка «органическое». В то же время за два последних года на треть выросла готовность людей платить больше, если товар является органическим, 65% готовы покупать натуральное продукты, но лишь менее 5% согласны платить в два-три раза дороже за органическую продукцию. В этом вопросе российскому рынку есть куда стремиться. Так, в Евросоюзе, где интерес к здоровому питанию начал культивироваться раньше, разница между себестоимостью и ценой реализации не превышает 50%. В России пока премиальность цены зачастую обусловлена высокой себестоимостью, связанной с большой климатической зависимостью и существенными рисками потери урожая. Тормозит развитие рынка и то, что крупные холдинги только начинают присматриваться к этой нише. Основные производители органической продукции – мелкий и средний бизнес. А активнее всего российская органическая продукция продаётся через специализированные сети и интернет-магазины.

Людмила Воробьёва

 

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйство
Газета: Газета Крестьянин