Червь – животное умное, к бродяжничеству не склонное
Зачем заниматься вермиводством, и кто покупает червей у фермера
У Александра Васильевича Паршакова необычное КФХ, на взгляд обывателя. Направление животноводства – разведение дождевых червей. Они живут в контейнерах и буртах, едят органические отходы и перерабатывают их в полезное для почвы органическое удобрение – биогумус.
Всё начиналось не в России
Хозяин фермы – червевод (или по-западному вермивод) опытный. Начал своё дело более десяти лет назад и не в России. В украинском Донецке у него был завод по производству пластиковых окон, а у всей его семьи – хобби: выращивание натуральных овощей в теплице и разведение червей для получения биогумуса.
– Были теплицы, в которых мы получали хороший, но главное, вкусный урожай, – вспоминает Александр. – Когда постоянно вносишь такое органическое удобрение, как биогумус, можно не использовать минеральные подкормки. Овощи получаются как в старину, с натуральным вкусом и запахом.
В 2014 году после известных событий в Донбассе, когда там всё пришло в упадок, Александру с семьёй пришлось перебраться в Матвеево-Курганский район. Приехали не на голое место – к родственникам: отсюда корни всей семьи. Стартовый капитал получили, продав машину.
На эти деньги семья построила маленькую тепличку для овощей и начала снова заниматься калифорнийским червём.
– Мы сначала посмотрели на рынок. Поняли, что органическое земледелие здесь непопулярно. Всё, что находится в зародыше, имеет возможности для развития, если правильно подойти к делу. Дальше мы набирали обороты, строили хозяйство, производили биогумус, – рассказывает Александр.
Зарегистрировали КФХ, чтобы работать не только с физлицами, но и с компаниями – выставлять счета, оформлять документы. Настрой был – развиваться, заниматься бизнесом, платить налоги.
Соседи сначала смеялись: нет, чтобы привычных животных на ферме завести.
– Мы для саморекламы подарили им биогумус, потом люди получили на нём урожай, признав, что это удобрение в десятки раз эффективней навоза. Отнеслись с уважением. Кое-кто стал фанатом органического земледелия, – рассказывает руководитель КФХ.
За шесть лет работы в России семейный бизнес Александра Паршакова планируемые обороты набрал. Сейчас поголовье червей на ферме насчитывает несколько миллионов особей. Интернет-реклама приводит покупателей со всей России – от Калининграда до Владивостока, от Санкт-Петербурга до Махачкалы.
Калифорнийский червь отличается высокой плодовитостью
Продукты вермеводства
Сама ферма специализируется на маточном поголовье, то есть на продаже червей другим людям, компаниям. Свою бизнес-миссию Александр Васильевич видит в экологическом просвещении. Он сокрушается, что в европейских странах вермиводство находится на более высоком уровне, чем у нас.
– Продавая червей, мы обучаем: как выращивать, для чего выращивать, что на выходе получается, – поясняет он. – Мы заинтересованы, чтобы биогумус как продукт получил распространение. Конкуренция абсолютно не пугает. Наша конечная цель – чтобы каждый земледелец мог заниматься биогумусом, выращивать экопродукцию.
По словам фермера, червей покупают для разных целей.
Самая распространённая – это создание продукта, восстанавливающего убитые минеральными удобрениями земли. Биогумус богат микроэлементами и аминокислотами, легко усваивается растениями, насыщает утраченный плодородный слой почвы.
Покупают червей для этой цели хозяйства, дачники. В общем, все, кто занимается растениеводством.
Хотя есть и клиенты другого типа – предприятия по утилизации отходов. Например, одна из организаций Новосибирска закупила червей для переработки сотен тонн городской листвы: по закону её нельзя сжигать.
Сейчас червями интересуются фермы полного цикла, которым необходимо перерабатывать навоз в удобрения. Биогумус не подлежит обязательной сертификации, что облегчает его дальнейшее использование на ферме или продажу.
Другое направление вермиводства – разведение на корм. Калифорнийский червь хорошо идёт у рыбаков. Он красный, упругий, долго сохраняется на крючке. Можно наладить сотрудничество с магазинами товаров для рыбалки.
Ещё один вариант – использование червей в фармацевтике. Но эта экзотика пока в России не прижилась.
Почему именно калифорнийские черви
В России популярны три породы дождевых червей для производства биогумуса. Александр Васильевич выбрал не российского старателя, а калифорнийских. Они хорошо размножаются, подходят для жаркого южного лета, т. е. лучше переносят засуху по сравнению с северными старателями.
– Бытует утверждение, что именно калифорнийская порода очень теплолюбива и выращивать её на улице не получается. Но мы сделали эксперимент, года три назад сформировали на улице бурт, хорошо утеплили и заселили туда червя, накрыли сверху. И вы знаете, он очень благополучно перезимовал. Это дало толчок для выращивания червя на улице. Это перспектива разведения без особых усилий, – радуется фермер.
Сейчас он использует два способа разведения – буртовой способ на улице и контейнерный в помещении. Уличный вариант для калифорнийца идеален ещё потому, что этот вид не склонен к бродяжничеству. Значит, семья червей не уползёт в полном составе в навозную кучу на соседнем участке. Она будет довольствоваться той органикой, которую кладут в «домашний» ящик.
Еды надо много. «Летом они едят как сумасшедшие», – признаёт фермер. Всё поголовье червей на ферме перерабатывает до полутонны органики в день.
У КФХ налажены контакты с местными аграриями. В хозяйство везут и овощи, и солому, и остатки лука, бахчевых культур с полей.
Если хорошо утеплить, можно выращивать теплолюбивых червей на улице
После вопроса, чем он будет кормить прожорливых животных зимой, когда картошка стоит на вес золота, Александр Паршаков смеётся и объясняет:
– Червь – умное животное. Зимой неактивный. С понижением температуры до восьми градусов он меньше ест.
Главная стратегия осенью – заложить органику в бурты и накрыть. Она будет медленно перерабатываться, и весной будет результат: черви снова станут активными и можно будет собрать первый «урожай» биогумуса.
Биогумус – ценное органическое удобрение, продукт жизнедеятельности калифорнийских червей
Кто опасен для червей
Звучит всё просто. Но на самом деле разведение калифорнийских червей для непосвящённого агрария будет непростым делом, если не соблюдать правила кормления.
– Основной вредитель для червя – человек, – говорит Александр Васильевич. – Червя убить довольно сложно, но люди умудряются это сделать. При продаже мы даём инструкции, видеоматериалы по разведению, просим почитать, посмотреть. Но это делают не все.
Для иллюстрации он рассказывает такую историю. Звонит им покупатель и жалуется, что приобрёл несколько маточников, заселил их. А сейчас половина червей умерло, остальные еле-еле ползают и частично изменили цвет. Это свидетельствует о стрессе. Вермивод начал расспрашивать: как именно заселяли, чем кормили. Оказалось, что человек насыпал червям в ящик слой 10 сантиметров винограда.
– Понимаете, что он сделал? Он просто замочил червей в вине! – объясняет фермер.
Повышенная кислотность губит этих животных, поэтому овощи, фрукты надо ферментировать перед закладкой в ящики, бурты. Если профессионально заниматься разведением червей, необходимо оборудование для проверки кислотности и регулярного полива.
Также для фермы надо выбрать место без летающей и клюющей живности. Иначе червей придётся охранять.
– Было время, мы боролись с курами. Это страшный сон любого червевода. Выходишь в хозяйство, а там десятки кур. Одна такая птица может съесть до 100 червей за минуту! Пришлось общаться с соседями, объяснять им правила содержания птиц и предупреждать, что на ферме есть собаки, – вспоминает глава КФХ и тут же замечает, что с соседями лучше дружить.
Он признаётся, что заниматься червем – удовольствие. Это животное тихое и незаметное, без запаха.
– Но самое интересное в нашем деле – на пути встречаются очень хорошие люди. Органическое земледелие – это светлый и правильный бизнес. За ним будущее.
Екатерина Шаповалова
с. Малокирсановка,
Матвеево-Курганский р-н,
Ростовская обл.
Фото из архива Александра Паршакова