Дорогой аммофос оставит без субсидий?

Кубанские аграрии попросили правительство ввести экспортные пошлины на удобрения

Фермерские хозяйства Краснодарского края обратились в Минсельхоз России и комитет Госдумы по аграрной политике с просьбой ввести плавающие пошлины на минеральные удобрения. Аграрии объясняют: при нынешних ценах вносить азот и фосфор в прежних объёмах становится нерентабельно.

Доступность минеральных удобрений фермеры обсуждали на круглом столе в станице Брюховецкой. Мероприятие организовала Брюховецкая АККОР, к нему присоединились ассоциации из Калининского, Каневского, Красноармейского и Тимашёвского районов, а также полпред губернатора Кубани по взаимодействию с КФХ Вячеслав Легкодух и представитель краевого минсельхоза Игорь Гладкий.

На круглом столе фермеры заявили, что двукратный рост цен на удобрения поставил все хозяйства перед нелёгким выбором: либо покупать к осенней посевной аммофос по 60 тысяч рублей за тонну и рисковать, поскольку затраты на производство зерна могут не окупиться при регулируемой экспортной пошлине, либо не вносить сложные удобрения вообще, смирившись с тем, что урожайность снизится.

Второй вариант, однако, чреват тем, что хозяйства утратят право на господдержку.

– Фермеры, получая господдержку, заключают с краевым минсельхозом соглашения, по которым берут на себя ряд обязательств. Одно из них – увеличивать объёмы производимой продукции. По овощам, например, годовой прирост должен быть не менее 6%, по зерну – не менее 1%, – рассказал председатель Брюховецкой АККОР Сергей Коваленко. – Если хозяйство не выполняет это обязательство, оно должно вернуть полученные средства – например, субсидии на элитные семена.

С такой проблемой фермеры Кубани уже сталкивались. В 2020 году весенние заморозки и засуха привели к снижению урожайности и, соответственно, сбора озимых культур. В ноябре хозяйствам стали приходить уведомления от краевого минсельхоза, который предлагал вернуть деньги. К концу года письма сменились судебными претензиями. Растениеводам пришлось не только вернуть субсидии, но и заплатить проценты за пользование бюджетными средствами.

– Есть и другая проблема. Закон Краснодарского края «Об обеспечении плодородия земель» содержит нормы минимальной урожайности культур для каждой зоны края. Если хозяйства снизят объёмы внесения удобрений и урожайность окажется ниже минимальной, это может запустить механизм изъятия земли и передачи её более эффективному пользователю, – указал Сергей Коваленко. – Мы оказались между молотом и наковальней: цены на удобрения ушли в свободный неконтролируемый подъём, а мы со своей стороны обязаны сохранять урожайность, а следовательно, и дозы удобрений.

Удобрения, которые производит Россия, так подорожали, что стало дешевле завозить их аналоги из-за рубежа. На круглом столе одна из коммерческих фирм Брюховецкого района сообщила, что заключила контракт на поставку из Сирии фосфорных удобрений с содержанием фосфатов около 28%. Тонна такого удобрения будет стоить всего 17,5 тысячи рублей. 

– Речь идёт о фосфоритной муке – удобрении, которое применялось ещё в советские годы, – пояснил Сергей Коваленко. – Норма внесения этого удобрения выше, чем у аммофоса: если аммофоса требуется в среднем около 150 кг/га, то фосфоритной муки – от 300 до 500 кг/га. Опыты с этим удобрением заложены, речь идёт о тысячах гектаров. Но даже в масштабах края это не выход.

Сергей Николаевич уверен, что единственным эффективным решением могли бы стать пла­вающие экспортные пошлины на минеральные удобрения – по аналогии с пошлиной, установленной для зерна. Это предложение было высказано на круглом столе, его поддержал и фермерский омбудсмен Вячеслав Легкодух.

«Применение такого механизма позволит сохранять внутренние цены на экономически приемлемом для аграриев уровне, а производители удобрений по-прежнему будут получать основной доход на внешнем рынке», – сказано в резолюции круглого стола. 

Предложения «опошлить» удобрения звучали и раньше. Более того, в конце июня вице-премьер Виктория Абрамченко публично заявила: «Меры таможенно-тарифного регулирования, например 
плавающие  пошлины в отношении минеральных удобрений, с моей точки зрения, должны применяться». Абрамченко указывала, что это предложение рассматривается в правительстве – и, видимо, поддержки у кабмина оно не нашло, потому что в середине июля Минсельхоз преподнёс новость только о добровольной заморозке цен со стороны производителей «минералки». «Еврохим», «ФосАгро»,

«Акрон» и другие компании сообщили, что зафиксируют цены на нынешнем уровне до 31 октября 2021 года, дадут  скидку в 5% всем фермерским хозяйствам, а кроме того, предоставят скидку 10% для КФХ и овощеводческих хозяйств, которые в этом году понесли ущерб из-за погодных аномалий – засух, наводнений и пожаров.

«Объём приобретённых удобрений на начало августа в российском АПК, с учётом биржевых закупок, вырос на 26% и составил 3,72 млн тонн (в пересчёте на 100% питательных элементов – д. в.). Таким образом, потребность АПК в минеральных удобрениях на весь 2021 год закрыта уже на 83%, – сообщили в Российской ассоциации производителей удобрений. – С учётом уровня мировых цен на продовольствие и в мире, и в России сегодня доступность корзины минеральных удобрений для аграриев – высокая».

Александра Коренева

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйство
Газета: Газета Крестьянин