Русские агенты и Красная комната
Спустя годы Marvel выпустили сагу о главной девушке вселенной супергероев
9 июля состоялась премьера фильма о русской шпионке Наташе Романофф. «Черная вдова» - 24 фильм в дико успешной серии Marvel Cinematic Universe. Режиссером фильма стала Кейт Шортленд, а Скарлетт Йоханссон закрепляет фильм в качестве главной героини, иначе известной как Наташа Романова, бывшая убийца КГБ, ставшая Мстительницей. Здесь мы находим ее после фильма «Капитан Америка: Гражданская война», в бегах, находящуюся в поисках семьи.
И вот, перед нами стоит главный вопрос: хорош ли этот фильм?
Если под словом «хорошо» вы подразумеваете: «Я просидел в темноте два часа и почти не думал о работе или о походе в магазин», - то, конечно, фильм хорош. На экране много чего происходит — бег, гонки, прыжки с вертолетов, так что вы не будете чувствовать себя обделенным. Однако фильм перегружают ссылки на другие части франшизы и чрезмерно запутанный сюжет, ведущий к более чем двухчасовому времени просмотра. Спасает кинокартину сильный актерский состав и акцент на характере главной героини.
Наташа Романова (Скарлетт Йоханссон) умерла в последнем фильме «Мстители», и это не смерть супергероя, а значит, она ушла навсегда. Так что картина немного нажимает кнопку перемотки назад и разворачивается в 2016 году. Но перед этим мы заглянем еще в 1995 год, когда Наташе было около 12 лет, и в своем невинном и идеализированном детстве в Огайо она резвилась на качелях с младшей сестрой под присмотром любящих матери (Рэйчел Вайс) и отца (Дэвид Харбор). Пролог поистине великолепный, краткий кинематографический этюд теплых воспоминаний.
Это, конечно, иллюзия. Её семья - русские агенты, и их прикрытие было взорвано. После дерзкого побега на Кубу две девочки (на самом деле не сестры) отделяются от своих родителей (на самом деле не родителей) и отправляются обратно в свою академию ужасов, известную как «Красная комната». Вероятнее всего, здесь хотели поиграть ассоциациями по типу: красная комната — боль, однако, особого страха это не вызывает, скорее наоборот: вводит зрителя в некий ступор.
Но вернемся к академии: именно там девочек подвергают контролю над разумом, готовят к тому, чтобы они стали элитными убийцами, подобными Джейсону Борну, и заодно стерилизуют, чтобы предотвратить семейные привязанности.
И Наташа, и Елена (Флоренс Пью) - черные вдовы. Они хорошо взаимодействуют в командовании, стратегии и в бою, включая рукопашный. Однако по темпераменту совершенно разные. Более опытная Наташа сдержанна и мало что раскрывает. Елена, с другой стороны, стреляет от бедра, саркастична и быстра на язвительные замечания. Они настороженно относятся друг к другу, а от Елены исходит какая-то затаенная обида, но узы детства все же оказываются крепкими.
Как уже было сказано, большая часть действия происходит в 2016 году, а это значит, что вам, возможно, придется немного освежить свою память относительно серии фильмов «Мстителей». Эта потребность быть «кусочком головоломки», вероятно, является самым большим недостатком во всей картине. Через равные промежутки времени появляются ссылки на других персонажей Marvel, и каждое воспоминание о Капитане Америке или Железном человеке выдергивает вас из растущего напряжения фильма, который вы уже смотрите, в погоне за какой-то туманной связью. Вы можете почувствовать, как удушающие щупальца корпоративного маркетинга душат жизнь нескольких подлинно-драматических моментов в фильме. Что очень обидно, потому что Йоханссон очень хороша в роли бывшего убийцы, надеющегося найти искупление.
Но если отбросить все минусы, убрать взрывы и погони, мы увидим нетипичный для Marvel сюжет: фильм рассказывает не о супергерое и приобретении им силы, а о жизни и душе обычного человека. Режиссер рассказывает нам о глубоких связях: о семьях, из которых мы происходим, и семьях, которые мы приобретаем в течение жизни, и о том, насколько глубоки и значительны эти отношения.
Фильм также дает возможность оценить, насколько размеренной и последовательной была Скарлетт Йоханссон с тех пор, как она взяла на себя роль Наташи в фильме «Железный человек - 2» 2010 года. В комиксах «Черная вдова» была роковой женщиной. В кино она модернизировалась, стала равноправным партнером, опытным бойцом и еще одним спокойным, устойчивым костяком «Мстителей».
Но на протяжении фильмов она также была чем-то большим. Не показная, немногословная женщина, обладающая тихой мудростью и временами служившая источником силы для своих товарищей по команде. Йоханссон сыграла ее как спокойную, внутренне сосредоточенную женщину, обладающую сильным, непоколебимым моральным стержнем. То, что очевидно в «Черной вдове», - это качество одухотворенности, которое, присутствовало там все время.
Рецепт этого фильма прост: взяли немного шпионского триллера, захватывающего боевика и немного супергеройского прошлого. Все смешали, но не до однородности. Приправили известными актерами, добавили немного экшена и вылизанных саркастических шуток. Еще раз перемешали. Подавать блюдо рекомендуется минимум через пять лет. Да-да, пять лет. Но блюдо пропадет, скажете вы. И будете правы.
После просмотра сложно избавиться от ощущения, что «Вдову» выпустили одновременно слишком рано и слишком поздно. Попытки снять фильм о Романофф откладывались несколько раз. В 2006 году помешала высокая конкуренция: тогда как раз пошла мода на шпионские боевики с женщинами на главных ролях. В 2016 году Кевин Файги не включил проект в график ближайших релизов, сконцентрировавшись на других фильмах (в том числе сольных). Студии затянули выход картины аж до Четвертой Фазы MCU. А Наташа Романофф с событий фильма «Мстители: Финал» (то есть, ещё с Третьей Фазы) считается мёртвой.
Смотреть такой фильм - все равно что есть недельный суп. Вроде, вкусно, жуешь, но в голове мысль: «А может, он все-таки пропал?». Несомненно, такому герою, как Черная вдова, которая долгое время оставалась темной лошадкой во вселенной супергероев, необходим был сольный фильм. Однако воплотить задумку нужно было давно, а не когда зрители после просмотра понимают, что смотрят фильм о погибшем персонаже.
Ксения КАСЫМОВСКАЯ