Алексей Баталов: Прогресс ведёт к массовому отуплению!
Нет нужды представлять читателям Алексея Баталова! Народный артист, лауреат, профессор... К «секс-символам» и «плейбоям», которыми в наше время обзывают всех подряд, его никогда не относили. Говрили иначе: «замечательный», «интеллигентный», «образованный»... Сегодня ему 80!
Гоша - ещё тот фрукт
- Алексей Владимирович, в вас, наверное, были влюблены все советские женщины? Думаю, они продолжают любить вас и сегодня.
- Недавно мне сказали, что в каком-то опросе я попал в число действующих кумиров экрана. Удивился. Я-то уже думал, что «всё!», а зрители, оказывается, помнят. Не верьте актёру, если он говорит, что устал от популярности, поклонниц и их писем.
- Если бы ваши герои очутились в дне сегодняшнем... Можете себе это представить?
- Гуров из «Дамы с собачкой», он домовладелец, и ему нынче хорошо должно быть. Современники? Саша Румянцев (фильм «Дело Румянцева». - Ред.) постарел, конечно. И, наверное, остался без работы - сейчас ведь только молодых везде берут. Ну, может, он машины стал бы ремонтировать. На пенсию ведь не проживешь. А человеку нужно жить. Он же не корова: вот «насыпали» мне пенсию, и «стою-жую»? Но сегодня, увы, зарабатываешь на хлеб чаще всего не тем, что мог бы делать хорошо...
- В нынешних «мафиях» кого-то из своих героев видите?
- Ну это вряд ли! Устименко («Дорогой мой человек»)? Даже смешно предположить. Саша Румянцев? Нет, он скорее сегодня будет стоять с плакатом «Отдайте нам наше!». Вот если только Протасов из «Живого трупа»?.. Впрочем, нет. Он и тогда не принимал свой мир и этот бы не принял.
- А Гоша, которым вы с режиссёром Меньшовым обманули толпы одиноких советских женщин в фильме «Москва слезам не верит»?
- Я прекрасно понимал, что Гоша нужен был авторам фильма, чтобы каким-то образом завершить двухсерийные страдания несчастной женщины. Но на третий день он мог бы вдарить её бутылкой по голове. А почему нет? Гоша - тот ещё фрукт: от первой жены ушёл, пристаёт к незнакомой женщине в электричке, пьёт, дерётся. «Одинокие советские женщины» не рассмотрели моего героя как следует.
Про жизнь
- Вам нравится сегодняшняя жизнь?
- Её принято ругать. И есть за что! Но сегодня жить гораздо интереснее, чем когда бы то ни было. Огромное количество новых книг, сведений, событий. Другая жизнь... Мне очень нравится, что рухнула эта бредовая коммунистическая система.
- А что вас настораживает сегодня или огорчает?
- Лев Толстой в своё время написал: «Изобретение книгопечатания было бедствием, подобным изобретению пороха, ибо оно стало самым мощным орудием распространения невежества». И это про книги! А представьте, что сказал бы Лев Николаевич, столкнись он с телевидением и интернетом! Как ни парадоксально, но технический прогресс ведёт к массовому отуплению. С другой стороны, не всё уж так запущено. Американцы провели исследование и выяснили, что чаще всего в мировой рекламе используется лицо Джоконды, а не тех пошлых баб, которые перекраивают себе лица и накачивают грудь силиконом. Меня этот факт порадовал.
- Сегодня много говорят о том, что «Россия возродится провинцией».
- Думаю, талант рождается независимо ни от географии, ни от политического или экономического состояния общества. Талант - от Бога.
- У ваших учеников во ВГИКе существует некий «комплекс провинциала»?
- Если и существует, то скорее в личной жизни. А на сцене важно, как ты играешь, а не откуда ты приехал. Я с 1975 года работаю со студентами, в основном с приезжими. С «республиканскими» курсами, как их тогда называли. Была замечательная киргизская мастерская, украинская, белорусская. Ребята из провинции в быту менее устроены - живут в общежитии. Они как бы дороже заплатили за своё обучение (даже в те времена, когда за учёбу вообще не платили). Они не просто пришли на экзамен, а ехали с определённой целью, готовились. К таким абитуриентам испытываешь уважение, ждёшь, что они должны сделать что-то серьёзное.
- А как вы вообще попали в педагоги?
- Случайно. После кончины Бориса Бабочкина его курс остался неприкаянным. И чтобы не играть секретарей парткомов или колхозных активистов, я согласился его довести. Да так и остался со студентами.
- С 1975 года молодежь изменилась?
- Увы... Образование нынче - как нижнее белье, его не видно. Абитуриенты очень мало знают. Но они в этом не виноваты - так сегодня учат. Слыша словосочетания «Тихий Дон» или «Архипелаг ГУЛАГ», молодёжь долго соображает, что это и кто бы мог это написать. Один на экзамене по литературе стал радостно рассказывать, что «Тихий Дон» ему очень понравился, однако кто его автор, он понятия не имеет. Человек, придя с вечеринки, включил телевизор, посмотрел сцену в сарае из бондарчуковской экранизации - вот и все знания.
Анна Ахматова и жена-цыганка
- Анна Ахматова говорила, что всех великих «сделали женщины». Кто «сделал» вас?
- Семья. И женщины, конечно. В том числе и Анна Андреевна. Она появилась в нашем доме на Ордынке, когда мне было семь лет. Я это хорошо помню, потому что тогда тяжело болел скарлатиной. Но приехала тётя из Ленинграда, и меня переложили на другой диван. А она (женщина с чёлкой) на мой диван прилегла. Потом я стал считать её своей бабушкой. Ахматова, хотя и сама всегда нуждалась, дала мне денег, чтобы я после армии с ног до головы оделся - у меня, кроме военной формы, ничего не было. А я взял и купил подержанный «Москвич», первую машину в своей жизни!
- Вы в свое время отказались подписать письмо, одобряющее ввод войск в Чехословакию. И что уж совершенно невероятно - отказались читать по радио «Малую землю» Брежнева...
- Я был окружен людьми, рядом с которыми я не мог этого сделать. Дед был врач во Владимире. Врач-кавалерист. Ему полагалась лошадь, чтобы он мог тут же сесть на коня и поскакать, если где что случилось. И бабка в больнице работала. Их, конечно, первыми забрали. Он не выдержал, самолюбивый, с польской кровью. Умер прямо во владимирской тюрьме. А бабка десять лет отсидела, полный срок. Умерла дома, слава Богу. Уже после войны. Мою жизнь всегда определяли люди, которые меня окружали.
- Тогда нужно спросить про любовь. Как в вашей жизни появилась цыганка?
- Я увидел ее в цирке...
- Вы были тогда женаты?
- Уже нет. Сначала я был женат на Ирочке Ротовой, с которой познакомился в детском саду. Её отец - художник-карикатурист из «Крокодила», его тоже посадили. Мы по секрету женились на деньги домработницы драматурга Погодина. У нас не было денег расписаться, а в загсе полагалось заплатить пошлину.
- А потом что? Ушла любовь?
- Нет. В общем, я оказался неподходящим... не столько для нее, сколько для ее мамы...
- И потом увидели Гитану...
- Гитану я увидел в Ленинграде. Она скакала на лошади. Она была карьер-наездницей и танцовщицей в цыганском театре. Цыгане не могут подходить режимному государству...
- Вас привлекала вольность?
- Это тоже. Ей было восемнадцать лет, и она была очень хороша. Мы познакомились, год она ездила на гастроли, потом я снимался... Долгая история. Мы поженились только через десять лет. Зато на всю жизнь.
- О чем вы хотели бы сказать, но мы вас о том не спросили?
- О врачах! Врачи - это главная часть моей жизни. У меня и сердце, и онкология, и туберкулез глаза... Обязательно скажите хотя бы про Надежду Сергеевну Азарову, заведующую глазным отделением в Симферополе, у которой я столько лежал, и она спасала мои глаза...
Блиц-опрос
- Что значит красиво стареть?
- Не обременять своей старостью окружающих.
- Как бы вы прожили жизнь, если бы не актерская карьера?
- Точно так же, только как художник, или художник кино, или постановщик.
- Главное свойство вашего характера?
- К сожалению, я могу делать только то, что хочу делать.
- Что в других людях нравится больше всего?
- Конечно, доброта и искренность.
- Есть ли какой-нибудь девиз или жизненное правило?
- У меня есть старое серебряное кольцо, тяжелое, дедовское, на котором написано: «С нами Бог и честь!» А что еще?
По материалам сайтов