Достучаться до Москвы
Зерновой союз сельхозпроизводителей Ростовской области готовит очередное обращение в правительство об отмене пошлин
Главным событием Агропромышленного форума юга России стала внеочередная конференция Зернового союза сельхозпроизводителей Ростовской области. Впервые мероприятие такого рода вышло на федеральный уровень: в работе приняли участие представители федеральных отраслевых союзов и агентств, в том числе Российский зерновой союз, Союз экспортёров зерна, Институт конъюнктуры аграрного рынка.
Открывая мероприятие, президент ростовского союза Александр Ярошенко привёл свои расчёты потерь аграрного сектора, сделанные на основе статистических данных: они могут составить свыше 200 млрд рублей. «За 30 лет в России не было ни одного убыточного года для растениеводства, поэтому этот можно назвать началом конца. Особенно учитывая, что общая задолженность предприятий в отрасли растениеводства превышает триллион рублей».
Расчёты, сделанные гендиректором ИКАР Дмитрием Рылько, ещё более устрашающие: он смоделировал уровень цен при различных сценариях на мировом и внутреннем рынках.
Если урожай пшеницы в России составит 78 млн т, при цене 250 дол./т FOB в результате действия плавающей пошлины со 2 июня из продаж изымается 1,365 млрд долларов. Нужно учесть и общее падение закупочных цен на зерно на внутреннем рынке, что также неминуемо под влиянием действия плавающей пошлины — растениеводство потеряет два миллиарда долларов. При этом, как подчеркнул Дмитрий Рылько, государство обещает вернуть аграриям недополученную прибыль в виде субсидий. Но в этом случае можно рассчитывать на возврат только части средств.
– Поэтому мы у себя окрестили зерновой демпфер «Великим изъятием», по большому счёту, это отвязка отечественного зернового хозяйства от мирового рынка. Перераспределение средств ставит аграриев в зависимость от чиновников, может парализовать работу экспортёров и привести к угасанию отечественного растениеводства, – резюмировал Рылько.
Аркадий Злочевский поддержал аналитика, рассказал, что цены на французскую и американскую пшеницу на мировом рынке растут, в отличие от российской. Он предположил, что в результате действия пошлин посевы яровых зерновых могут сократиться уже в этом сезоне. И высказал опасение, что ситуация в России может развиваться по аргентинскому сценарию, где меры госрегулирования привели к снижению производственного потенциала, что спровоцировало ещё более жёсткие решения правительства в отношении пшеницы и новое снижение потенциала.
– Многое будет зависеть от того, как перезимуют посевы, если не очень хорошо и будут потери, а также снижение ярового клина — это станет крепким фундаментом для роста цен и дополнительно вызовет панику в умах чиновников. Всё это нехорошая практика, которая может сильно повлиять на рынки, – предупредил президент РЗС. – Не хотелось бы столкнуться с жёстким аргентинским сценарием, но мы уже вступили на эту зыбкую почву, к сожалению, назад дороги нет.
Председатель правления Союза экспортёров зерна Эдуард Зернин высказал особое мнение: «Давайте не будем себя обманывать. Причина, по которой ввели пошлину, — не сократить экспорт или повысить доходность бюджета, а снизить внутренние цены. И это осознанное политическое решение. Если хотите поспорить с ним, пишите письма!»
Он заявил, что риски экспортёров существенно возрастают при операциях с плавающей пошлиной. Но нужно осознать, что страна достигла целевых показателей по производству зерна и дальше поддерживать это направление бессмысленно. А нужно развивать переработку.
«Поэтому самая перспективная технология для сельхозпроизводителя — это включить свои мозги. Хотите переходить на другие культуры — исходите из своих возможностей. Но помните, что дефицит масличных на рынке есть, и это нужно принять во внимание. Что касается попыток задерживать реализацию — учтите, что дальше закупочные цены будут падать».
Положительный пример на конференции подала директор ООО ПКФ «Маяк» Любовь Железная, создавшая в Зерноградском районе кооператив по производству и переработке нишевых культур.
– На лён и нишевые культуры нет пошлин, к тому же сейчас господдержка экспорта открывает новые возможности для сельхозпроизводителей и переработчиков, – сказала она.
Любовь Железная поблагодарила руководителя ростовского подразделения АО «Ростовский экспортный центр» Александра Санеева за помощь в продвижении российской продукции на мировой рынок, консультационную поддержку.
– Вы не представляете, какое у нас сейчас хорошее настроение, когда открылись шоурумы в Китае, если бы ещё в Дубае открылся филиал, это было бы вообще замечательно. Восемь лет мы районировали сорт донской краснозёрной чечевицы, она теперь очень востребована, а рентабельность восьми контейнеров с переработкой и отправкой равна рентабельности ваших пяти тонн зерна, – утверждает Любовь Железная.
Участники конференции поддержали её выступление. Опыт переработки имеет и гендиректор ЗАО «Красный Октябрь» Александр Шебалков. Но, по его мнению, главным препятствием для развития сейчас остаётся низкий технологический уровень и отсутствие финансовых средств у аграриев на модернизацию старых цехов и строительство новых.
Управляющий ростовским отделением «Сбербанка» Руслан Селимов рассказал, что банк анализировал риски и пришёл к выводу, что введение пошлин вносит неопределённость на рынке.
– Трейдеры полностью переложат риски на аграриев и снизят закупочные цены. Мы моделировали ситуацию и видим, что крупные хозяйства с земельным банком от 19 тыс. га не пострадают. У них есть накопленный жирок и другая себестоимость производства, за счёт больших объёмов они получают средства защиты, семена и прочие ресурсы со скидками до 15-20%. Плюс у них развиты финансовые службы, поэтому получать кредиты в банках им значительно легче. Мы считаем, что маржа крупного сельхозпроизводителя снизится, но не упадёт ниже 25%, а вот малым предприятиям придётся непросто, их маржа может упасть ниже 10%, – предположил он.
Александр Шебалков высказал опасение, что такое развитие ситуации больно ударит по социальной обстановке на селе: «Людей и так почти не осталось в сёлах, социальное развитие зашло в тупик. Вопрос уже не в зарплате при привлечении работников — они едут в города и на меньшие деньги просто потому, что там проще жить. Село ведь практически уничтожено».
– Россия строилась на костях крестьян, и решение о введении пошлин — самое простое, но ошибочное — это продолжение той политики, – высказал мнение гендиректор АО «Учхоз Зерновое» Владимир Абрамов. Он напомнил, что осенью пройдут выборы в Госдуму и селянам нужно уже сейчас определяться, кого поддержать. – Мы согласны с тем, что нужно развивать переработку, но это долгий процесс, нужно время и деньги, чтобы перестраивать работу.
Участники конференции приняли решение направить обращение в правительство РФ с просьбой приостановить решение о введении плавающей пошлины со 2 июня со встречными обязательствами: эффективно использовать земельные ресурсы, повышать объёмы производства зерновых, добиваясь снижения себестоимости и рыночной цены, вести перевооружение отечественной сельхозтехникой, участвовать в социальном развитии села и поддержке малообеспеченных слоёв населения.
Уже 25 февраля стало известно о проекте приказа министерства о проведении интервенционных торгов. Предложение возобновить использование интервенционного фонда как инструмента регулирования рынка
4 февраля направлял президенту Российский зерновой союз.
А Федеральная антимонопольная служба объявила о начале проверки обоснованности роста цен на минеральные удобрения. Обращение с просьбой не допустить роста цен на минеральные удобрения направлял в декабре президенту страны и в Общероссийский народный фронт Зерновой союз сельхозпроизводителей Ростовской области.
Комментируя введение экспортных пошлин на предпосевном совещании в Ростове-на-Дону, первый замгубернатора Ростовской области Виктор Гончаров сказал, что оно вызывает напряжение среди аграриев: «И мы выражаем озабоченность и доносим эту позицию до федеральных органов через депутатский корпус. Считаем, что такое решение не совсем продуманное и требует пересмотра. Потому что мы живём в рыночной экономике, и если таким образом регулировать рынок, это может печально закончиться».
Инга Сысоева