Неандертальцы в мире роботов
Российские сельхозпредприятия в самом начале цифровой эволюции. Ускорят ли развитие бюджетные вливания?
О цифровизации агропромышленного комплекса в последнее время не говорит только ленивый. Но что именно она из себя представляет, толком не знает никто. Комбайны-беспилотники? Интернет-таблица, в которую нужно вносить данные об урожайности?
В отсутствии ясных определений и обилия маркетинговых ловушек с заманчивыми предложениями фермер нередко может почувствовать себя «рыбкой в мутной воде». Остроту ощущениям добавляют призывы государственных органов активнее цифровизировать агротехнологии. Это звучит уже чуть ли не как обязанность, соответствующий пункт включён даже в госпрограмму развития АПК. Минсельхоз вместе с Ростехом уже разрабатывают некую единую цифровую платформу. О том, что внедрение новых технологий – дело государственной важности, говорит и тот факт, что с прошлого года за счёт федерального бюджета выдаются гранты до 300 млн рублей на цифровую трансформацию предприятий.
Что же всё-таки из себя представляет эта пресловутая цифровизация, когда она по-настоящему случится? Может, будущее уже наступило? В тонкостях технологий разбирались эксперты на онлайн-конференции, организованной газетой «Ведомости».
Цифровизация не самоцель
По оценке Анны Никитченко, вице-президента АНО «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства», аграрная отрасль находится пока в самом начале цифровой эволюции: мы видим только частичную автоматизацию производственных процессов. Для более полноценного развития потребуется ещё 20-30 лет. В растениеводстве цифровизация означает применение точных технологий, мониторинг фитосанитарного состояния посевов, в животноводстве – машинное зрение для распознавания скота, системы учёта состояния здоровья животных, роботизация ветеринарных услуг.
– Если посмотреть, что происходит в мире, каждый глобальный игрок применяет цифровые решения по всей цепочке создания пищевых продуктов и по всем управленческим процессам. В России это не настолько развито, есть, скорее, единичные примеры, – считает эксперт.
Пионерами в отрасли цифровизации она назвала «Мираторг», открывший в этом году полностью автоматизированный мясоперерабатывающий завод в Брянской области, и группу компаний «Черкизово» (роботизированный завод по производству колбас работает с 2018 года в Кашире). Также можно найти несколько примеров небольших стартапов в помощь сельхозпроизводителям.
По мнению Никитченко, для того чтобы цифровизация получила более массовое развитие, пропаганда и призывы властей не нужны, ведь внедрение новых технологий не может быть самоцелью, компании должны понимать, что им это даст, какие выгоды и преимущества они получат. Для этого институт организовал в Ульяновской области школу цифрового развития: для каждого предприятия собраны предложения по внедрению цифровых решений, успешные практики популяризируются. Такой подход эксперт советует применять в каждом регионе: «Технологии, практики – всё это уже есть, нужен только проводник – тот, кто будет рассказывать об опыте первопроходцев».
Искандер Бариев, проректор АНО ВО «Университет Иннополис», привёл в пример один из таких полезных продуктов: сервис «Телеагроном». «Наши специалисты работали над проектом четыре года, изучили проблемы, с которыми сталкиваются агрономы, основные сложности управления земельным фондом. Информационные технологии незаменимы для быстрого принятия решений. А ведь скорость принятия решений имеет критическое значение в сельском хозяйстве», – рассказал эксперт. Бесплатный доступ к программе уже получили некоторые сельхозпроизводители для тестирования: в «Телеагрономе» применяется машинное зрение, дистанционное зондирование земли, алгоритмы для прогнозирования развития болезней и т. д.
Грант на трансформацию
Минсельхоз России уже объявил, что к 2024 году все госуслуги для аграриев будут доступны через интернет. Для этого совместно с корпорацией Ростех идёт разработка единой цифровой платформы. Отдельные элементы технологий уже сейчас проходят обкатку в регионах. В 2017 году разработку пилотной региональной цифровой платформы начали в Алтайском крае. Как рассказал Алексей Алёхин, начальник отдела развития и управления информационными ресурсами регионального Минсельхоза, для разработки её модели специалисты проводили опросы фермеров и руководителей предприятий, чтобы выяснить, чего им не хватает в их работе.
– Вывод такой: не надо говорить фермеру, что он должен делать, он сам знает это без нас. Заставлять, стимулировать, принуждать – это пустое дело. Всё решается простым подсчётом, окупятся ли вложения, – рассказал Алёхин.
С этим суждением согласен Михаил Азовцев, советник генерального директора Российского фонда развития информационных технологий: «Невозможно навязать что-то предприятию, если это ему невыгодно. Но если кто-то планировал ранее вложиться в новые технологии и думает, стоит ли делать это сейчас, можно реализовать свои планы с привлечением господдержки».
Фонд объявил конкурсные отборы на гранты, их выдают по двум направлениям: для разработчиков отечественного ПО и предприятиям на цифровую трансформацию, то есть переход или внедрение отечественного ПО.
Предприятия АПК также могут участвовать в получении грантов.
Подробности об условиях конкурса опубликованы на сайте рфрит.ру, там же можно подать заявку. Сумма гранта составляет от 20 до 300 млн рублей, предприятиям оплачивают до 80% от стоимости проекта.
Воровство хуже простоты
Практически все эксперты говорили о том что развитию цифровых технологий препятствуют проблемы с подготовкой кадров. Искандер Бариев считает, что необходим комплексный подход для обучения уже работающих специалистов и студентов, как пользоваться современными методиками и инструментами, получать практическую ценность.
– У нас был пилотный проект в Татарстане, по каждому полю мы оцифровали до 80 слоёв – это структурные данные, которые мы собирали по кусочкам. Аналитика получилась интересной, порой плачевной, например что на этом поле нельзя было сеять кукурузу, химсостав поля не позволит получать достаточный урожай, – рассказал представитель университета.
В то же время кадровые проблемы могут быть связаны не только с уровнем квалификации. Компании, которые торгуют современными технологиями,
столкнулись с таким явлением, как саботаж.
– Его масштабы в агропроизводстве колоссальны, и связано это с большими объёмами хищений. На тех производствах, где не очень высокие зарплаты, у людей возникает соблазн что-то подворовывать, продавать на сторону.
Поэтому по любой системе для контроля, которую внедряет руководство, у работников возникает желание стукнуть молотком, и примеров таких масса, – рассказал Владимир Александров, генеральный директор «Смарт Агро инжиниринг».
По его оценке, в российских сельхозпредприятиях разворовывается до 60% пестицидов, до 25% ГСМ и до 6% урожая. Внедрять комплексные системы контроля очень затратно для предприятий, разумно начинать с самого необходимого. Поскольку хищения средств защиты растений наиболее массовы, а кроме того, это приводит к потерям урожайности, компания «Смарт Агро инжиниринг» предлагает в первую очередь позаботиться об установке контроллера на опрыскиватель. Он позволяет проверять концентрацию действующих веществ в рабочем растворе, дистанционно передавать данные в онлайн-режиме.
По словам Владимира Александрова, если сотрудники не предупреждают механизаторов об установке контроллра, с первого же раза, как правило, выявляются хищения. «Саботаж – это следствие воровства, и бороться с ним можно только цифровизацией, это даёт объективный контроль».
Искусственный интеллект будет лечить коров
Из других примеров новых технологий – всевозможные сервисы, облегчающие документооборот, ими уже пользуются юристы, бухгалтеры предприятий. Растущим сегментом становятся так называемые маркетплейсы для аграрных компаний, то есть площадки, на которых можно продавать и покупать продукцию и услуги. Такие сервисы сегодня реализуют, например, Россельхозбанк и Сбербанк.
– Современные предприниматели – социопаты, они не хотят тратить время на общение с большим количеством торговых представителей и сравнение их прайсов, а больше хотят заниматься своим бизнесом и своими клиентами, – рассказал Антон Никеров, коммерческий директор платформы «На полке» («Эвотор») ГК Сбербанк России.
Сервис наполке.ру содержит все предложения торговых компаний, это позволяет сельхозпроизводителям быстро сравнить и выбрать выгодное для себя.
Росельхозбанк в этом году также представил новую платформу «Своё фермерство»: она позволяет взаимодействовать с госорганами, узнавать новости, вести документооборот, получать консультации юристов и многое другое.
– Важно, чтобы фермер мог получить в одном месте всё, что ему нужно для работы и жизни, не перелопачивать для этого весь интернет, – рассказала Любовь Любаева, замдиректора Центра развития финансовых технологий Россельхозбанка. – На платформе собраны лучшие цены, поскольку большинство пользователей-сельхозпроизводителей – это клиенты банка, мы просим партнёров проводить акции и делать скидки. У нас можно найти лучшие предложения по банковским услугам, широкий выбор товаров и услуг. В экосистеме представлено 80% товаров, которые обычно приобретают аграрии. Под ключ можно найти любую информацию о товаре, услуге. Представлены также вакансии в АПК, информация об агротуризме, сервис по подбору семян, мониторинг рождения телят, учёт животных и так далее.
Как рассказала Любаева, в будущем на платформе появится ветеринарный чат-бот, искусственный интеллект, который будет отвечать на вопросы из области ветеринарии и зоотехнии.
– Многие цифровые сервисы сейчас рассчитаны на крупные агрохолдинги, мы же хотим призвать разработчиков делать их и для маленьких хозяйств. Россельхозбанк хочет стать агрегатором таких цифровых сервисов, чтобы фермеры могли выбрать, попробовать бесплатно, и если им понравится, будем вместе договариваться, чтобы это было доступно по цене, – сообщила представитель банка.
Она также анонсировала начало работы в этом году онлайн-школы для фермеров, где начинающие фермеры смогут получить первичные знания о технологиях и способах привлечения финансирования.
Инга Сысоева