Каждый прикрывает свою спину
Закон о перемещении крупногабаритной сельскохозяйственной техники по дорогам избыточно затрудняет работу аграриев
Этот вопрос, регламентируемый ст. 31 федерального закона № 248 и приказом Минтранса России № 167 от 5 июня 2019 г. о порядке выдачи спецразрешений, и пути выхода из проблемы рассматривались по инициативе руководителей аграрного комитета и комитета по строительству донского парламента на заседании «круглого стола», проходившем в хуторе Шаминка Семикаракорского района. В работе совещания приняли участие все заинтересованные службы и ведомства, а также сельхозпроизводители.
Выездное мероприятие началось с осмотра парка техники ООО «Исток-1», на базе которого и состоялось совещание. Это овощеводческое предприятие выращивает до сорока тысяч тонн овощей в год. Оно достаточно оснащено современной техникой, специализированной для уборки картофеля, моркови, поэтому преимущественно импортного производства, и соответственно своей мощности — крупногабаритной. По словам гендиректора
Геннадия Гончарова, спецразрешения требуется оформлять на 50 единиц техники.
– Вопрос сам по себе не новый. За последние годы сельхозтоваропроизводители столкнулись с рядом проблем, связанных с передвижением техники по дорогам. Речь о том, что есть закон и есть приказ минтранса, где определены порядки оформления разрешительных документов. Но их оформление занимает очень много времени. И самое главное, что всех возмущает, справки эти нужно получать каждые три месяца. Взять «Исток-1», мы только что посмотрели: из гаража выезжаешь сразу на дорогу регионального значения, через 500 метров пересекаешь дорогу. На поля нужно ездить каждый день туда-сюда, а разрешение даётся только на 10 поездок. Кроме того, сегодня ставится вопрос, что на прицепной технике (сеялки, культиваторы, грабли и т. д.) должны быть государственные регистрационные номера, иначе нельзя переехать с поля на поле. А это дополнительные средства, которые ложатся на себестоимость сельхозпродукции. Конечно же, мы поддерживаем сельхозтоваропроизводителей и считаем, что это не совсем верно, – прокомментировал ситуацию заместитель председателя
Законодательного собрания РО, председатель комитета по аграрной политике, природопользованию, земельным отношениям и делам казачества Вячеслав Василенко.
Фермер Василий Мокриков продемонстрировал, сколько бумаг нужно собрать, чтобы получить спецразрешение на негабаритную технику
Но также он подчеркнул, что упрощение правил передвижения техники не должно идти в ущерб безопасности на дороге. И помимо свежего примера, что три уборочных комбайна, встретившиеся в этот день на пути, двигались по трассе без сопровождения машины с проблесковыми маячками и даже без обозначения габаритов, привёл статистику за последние пять лет. По информации Управления МВД России по Ростовской области, с участием самоходных машин и механизмов сельскохозяйственного назначения зарегистрировано 22 ДТП, 10 из которых совершены по вине водителей сельхозтехники. При этом два человека погибли, трое получили травмы различной степени тяжести.
– Мне представляется, что проблема не может быть решена без установления какого-то порядка движения сельскохозяйственной техники по автотрассам. И этот порядок должен быть понятен, экономичен и не слишком затратен для фермера.
А пока фермеры испытывают массу неудобств, потерю времени и несут серьёзные материальные затраты. Так, гендиректор ООО «Заветы Ильича» Азовского района Сергей Понкратов возмущался, что существующей на данный момент законодательной базой пересечение дороги приравнивается к движению по трассе. А притом что в день иногда приходится совершать несколько таких манипуляций, лимит разрешительной справки быстро заканчивается. Отсутствие же спецразрешений влечёт административную ответственность в виде штрафа до 500 тысяч рублей.
– Нашему хозяйству получение разрешительных документов ежемесячно обходится в 150 тысяч рублей. Чтобы пересечь шестиметровую дорогу, мы должны предварительно снять жатку, а потом снова её прицепить. Вот и приходится бросать технику в поле и молиться, чтобы не разграбили, – посетовал Сергей Понкратов.
И таких моментов немало, с которыми аграрии сталкиваются в течение сельхозгода. Юрист Ростовской областной Ассоциации фермеров Дона Яна Пантюхова захватила с собой нераспечатанную пачку бумаги формата А4, чтобы продемонстрировать, в какой объём выливается оформление разрешительных справок всего на несколько единиц техники. Однако её «домашняя заготовка» не потребовалась. Глава КФХ из Октябрьского района Ростовской области Василий Мокриков привёз свои «действующие» спецпропуска.
– Вот такую кипу документов всего на 10 единиц техники мы оформляем на три месяца два раза в год. Половина этих бумаг — техническая характеристика жатки, комбайна и т. д. И экономическое обоснование. Кстати, проход этой техники осуществляется всего пять-шесть раз в год, кроме, пожалуй, опрыскивателей. Это нормально? Нет! Следующий вопрос к дорожникам: скажите, пожалуйста, с каких это пор вы стали полевые дороги, которые выходят на асфальт, перекапывать? Стоит знак, а мы не можем пересечь эту дорогу, потому что грейдером сделали кювет.
– Вы правильно сказали, что по срокам всё прописано федеральными документами, на основании которых производится выдача разрешений, – отозвался на вопросы начальник управления эксплуатации и развития автомобильных дорог министерства транспорта Ростовской области Ринат Кикичев. – А что касается выездов, они разрешены только в местах, обустроенных знаками «Уступи дорогу», «Главная дорога».
– А вы представляете, что вы предлагаете — 25-30 км по грунту делать петлю, чтоб выехать на этот участок…
– Это ваше предложение, не моё, не надо переворачивать Есть ГОСТ, который предписывает, на каком расстоянии друг от друга могут находиться примыкания. То, что накатано, называется «дикий съезд». И организаторы, которые занимаются содержанием дорог, отвечают за любое ДТП с «дикого съезда».
– Я в этом плане Василия Ивановича поддержу. Конечно, каждый прикрывает свою спину, но дорога была там, значит, её надо согласовать с органами власти района. С комиссией выезжать и смотреть на месте. Если поле гектаров в двадцать окружено лесополосами, и в одном только месте есть съезд, все эти перегоны ложатся на себестоимость продукции. Вы знаете, сколько проблем у нас было, когда реконструировали трассу М4 и поубирали все съезды?
Впрочем, такие эмоциональные всплески «практиков» не были всеобщим тоном совещания. Фактически оно проходило при полном взаимопонимании. И дорожники, и сотрудники ГИБДД, и региональные законодатели, и представители донского минсельхозпрода говорили о необходимости искать компромисс.
Сельхозтехника в ООО «Исток-1» мощная, потому практически вся тяжеловесная и крупногабаритная
– Нелогично выдавать разрешение на три месяца, когда полевой период для сельскохозяйственного производства длится значительно дольше. И вопрос пошлины, которую платят за такие разрешения, поднят правильно. На мой взгляд, было бы справедливо уменьшить бумагооборот, чтобы документ можно было оформить не за месяц или 15 дней по ускоренной программе, а гораздо быстрее. В наших реалиях надо уже использовать и цифровые механизмы. Наверняка цифровизация позволит получать разрешение в течение часа. Ведь база, по сути, не меняется, техника большегрузная остаётся в пользовании долго, поля имеют те же границы, и дороги остаются те, которые были и прежде. Поэтому тема, которую мы обсуждаем, требует, конечно, некоего компромисса. Нужно учитывать и дорожную безопасность, и интересы дорожников, которые несут гарантийные обязательства и следят, чтобы не было на трассах транспорта с перегрузом, – уточнил зампредседателя ЗС РО, председатель комитета по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству, энергетике, транспорту и связи Александр Скрябин.
Большинство выступающих говорили о необходимости выдавать разрешение на проезд сельхозтехники с марта по ноябрь. Однако руководитель комитета по АПК Ростовского областного отделения Опоры России Михаил Марышев выступил с совсем уж кардинальным предложением — не привязывать разрешительные документы к сельхозгоду, а рассматривать возможность выдачи их на календарный год. Обосновав это тем, что аграрии в рамках всех действующих регламентов могли бы заниматься этим вопросом в зимний период, когда они свободны от основных работ.
Целесообразно, по мнению Михаила Марышева, разделить тех, кто занимается сельскохозяйственными работами на коммерческой основе (оказывает услуги со своей техникой в период сева или уборки), и тех, кто обслуживает собственное производство. При этом он заметил, что разрешительные документы оформляют не все, а многие даже не знают, как это делается. В связи с чем докладчик предложил разработать алгоритм и в виде памятки или инструкции довести его до сведения сельхозпроизводителей.
– Самостоятельно собрать полный пакет необходимых документов могут только единицы предпринимателей, у кого в штате есть юристы. Остальным же приходится прибегать к сторонним специалистам и помимо пошлины 1 600 рублей платить ещё за услуги от пяти тысяч рублей и больше. Оцифровать можно всё в максимально сжатые сроки, но невозможно оцифровать хаос и бардак, в том числе в документообороте. Выход из этого — разбить в цифровом секторе определённые показатели — сделать классификатор для прицепной техники, зерноуборочной и т. д. Потому что границы полей, парк техники остаются константой на долгое время. Предлагаю сделать кейс на одном предприятии, чтобы понять, где сложности, посмотреть, какая нагрузка будет финансовая, какие затраты по времени. Ведь в сельском хозяйстве форс-мажоры случаются постоянно. Например, во время уборки поломался комбайн. В таких экстремальных условиях нужно действовать быстро. Сосед уже освободился и может помочь. Для таких случаев должны быть предусмотрены законные основания, – уверен Михаил Марышев.
Собственно, алгоритм сбора документов на получение разрешения на проезд по пунктам разложила Яна Пантюхова. И в то же время она рассказала, какие подводные камни встречаются на этом пути. Зачастую в хозяйствах используется техника, которой исполнилось уже 20-30 лет, документы, отражающие её характеристики, отсутствуют, и необходимо делать запросы. Начальная и конечная точка маршрутов сельскохозяйственной техники очень редко совпадают с населёнными пунктами, и описание нужно вести от такого-то километра до такого-то, причём в одну и другую сторону. И если по федеральным и региональным трассам особых проблем не возникает, то с дорогами местного значения приходится помучиться. Короче, объём получается с «курсовую работу».
Попутно Василий Мокриков поднял вопрос «не по теме», но тоже по транспорту.
– Страдают мелкотоварные крестьяне, которые используют сегодня несовременную технику. Пять лет назад вышел федеральный закон, который гласит, что переоборудование автомобильного транспорта, выпущенного после 2015 года, производится в заводских условиях. Но контролирующие службы штрафуют за самостоятельно оборудованные борта на машинах, которым 30-40 лет, да ещё и снимают их с учёта.
Модератор «круглого стола» Вячеслав Василенко пообещал, что все прозвучавшие предложения будут рассмотрены, отработаны, согласованы и направлены в виде обращения первому заместителю председателя правительства Российской Федерации А.Р. Белоусову. Основная просьба, конечно, – рассмотреть возможность внесения в действующее федеральное законодательство изменений, предусматривающих получение специальных разрешений без ограничения максимального количества поездок и увеличения срока действия таких разрешений до девяти месяцев — с марта по ноябрь.
– Нужно упростить порядок, чтобы у крестьянина не болела голова по поводу всех этих оформлений, – заметил Вячеслав Василенко. – Кроме дорог они же должны ещё оформлять разрешения по электроэнергии, по воде, по газу… Если занимаются переработкой продукции, то же самое — оформлять-оформлять-оформлять. Крестьянин должен производить сельскохозяйственную продукцию, обеспечивать население качественным и доступным питанием. И мы обязаны помочь ему в том, чтобы он только этим и занимался.
Людмила Воробьёва
Фото автора