Тайное оружие России
Зарубежные СМИ пишут, что изменения в климате играют на руку российскому зерновому экспорту
За последний месяц эксперты Европы и Америки не раз меняли свои прогнозы о том, с какими показателями мировые государства закончат уборку зерновых в этом году после пандемии коронавируса. Однако зарубежные специалисты не сомневаются, что Россия опередит своих давних конкурентов — Канаду, США, Австралию и тем более европейские страны. Главное преимущество РФ — потепление климата, которое позволило увеличить площадь посевов в северных частях страны, где прежде ничего не выращивалось, и плохие погодные условия в остальных регионах мира, в частности засуха и наводнения в Европе, хотя в России из-за засухи и заморозков также пострадали многие регионы.
Виктория Абрамченко, вице-премьер правительства РФ, заявила «Российской газете», что в этом году Россия может дать рекордные объёмы по экспорту продукции АПК. В этом с ней солидарны сразу несколько аналитических центров — «Русагротранс», Российский зерновой союз и Институт конъюнктуры аграрного рынка.
При этом по состоянию на 9 августа страна уже экспортировала на 13% больше агропродукции, чем годом ранее, как сообщила пресс-служба ФГБУ «Агроэкспорт» при Минсельхозе РФ. Однако это идёт в противовес с тем, что, согласно ежемесячному отчёту Минсельхоза США, на текущий момент Россия не успевает догнать темпы уборки 2019 года.
Ранее «Крестьянин» писал, что рекордный урожай пшеницы в Канаде и неплохие прогнозы по Австралии и США привели к тому, что в июле цена пшеницы за тонну опустилась ниже 180 евро, подешевев на 10. При этом эксперты не исключают, что цены на европейское зерно продолжат падать. По их мнению, Россия может снова ввести ограничения на экспорт в октябре этого года, поэтому экспортеры стремятся продать как можно больше продукции.
Меняется климат — России на пользу
В публикации издания The National Interest (США) «Станет ли пшеница оружием России, пока мир борется с коронавирусом?» эксперты в области изменений климата и урегулирования конфликтов пишут: новым инструментом, который Россия может использовать, чтобы вырваться вперёд по показателям мирового экспорта пшеницы и расширить площадь пахотных земель, становится меняющийся климат. Так, этим летом впервые за историю метеонаблюдений в Сибири зафиксировали температуру плюс 38 градусов по Цельсию.
Такие температурные колебания, уверены авторы, приведут к тому, что вечномёрзлый грунт начнёт таять и площадь потенциальных посевных участков, где раньше посев был невозможен, вырастет: «Согласно прогнозам учёных, Россия может расширить площадь пахотных земель, пригодных для выращивания пшеницы, на 4,3 миллиона квадратных километров». По словам авторов, сейчас экспорт пшеницы в России составляет лишь 2,3% от экспорта всей продукции, но к 2028 году, согласно тем же прогнозам учёных, страна будет контролировать около 20% мирового экспорта зерна.
Несмотря на такие положительные прогнозы, авторы говорят, что это лишь иллюзия преимущества в том, чтобы покупать зерно у России. Влияние страны как «глобального поставщика зерна продолжает расти», но с тем, как меняется климат, растёт и риск лесных пожаров, засух и прочих катаклизмов. Другие государства-покупатели станут более уязвимыми, если Россия решит ограничить экспорт, пишут авторы, и пандемия это наглядно продемонстрировала.
«Несмотря на предупреждения Всемирной организации здравоохранения и Всемирной торговой организации, Россия ввела квоту на экспорт таких важнейших зерновых, как пшеница, ячмень и кукуруза, в тот момент, когда вирус распространялся по миру. Это решение России заставило другие страны в спешном порядке искать способы пополнить запасы зерна, что стало дополнительным бременем для правительств, оказавшихся в трудном положении из-за пандемии», — сообщает The National Interest.
Авторы опасаются, что под предлогом экономического кризиса Россия сможет ограничивать поставки не только во время реально угрожающего для неё кризиса, но и «с целью оказания политического давления». Тем более что пшеница не первый инструмент, который в своих манипуляциях использует Россия. Сюда авторы отнесли оружие и нефтепродукты.
На эти случаи, когда страна будет вводить санкции или ограничивать экспорт, эксперты предложили учредить международную организацию, которая сможет распоряжаться запасами зерна и окажет ресурсную поддержку нуждающимся странам. «Россия уже показала, что она не будет надёжным источником поставок зерна в следующий раз, когда столкнётся с пандемией или погодными катаклизмами. К несчастью, мы пока игнорируем этот урок», — делают вывод авторы.
О том, что изменения климата привели к новым возможностям для сельского хозяйства России, пишет и издание Bloomberg (США). Автор статьи Анатолий Медецкий заявляет: рядом с арктической тундрой на широких равнинах северной части России «происходит то, что раньше казалось немыслимым, — здесь занимаются выращиванием сои». Среди причин, которые повлияли на то, что в этом регионе стала приживаться нетипичная для региона культура, автор, как и эксперты The National Interest, называет повышение температуры, которое привело к таянию вечной мерзлоты и превращению земли в плодородную почву.
По словам автора, в 2019 году соя занимала 1,1 млн гектаров, что «в 18 раз больше показателей предыдущего десятилетия и соответствует примерно 7% пахотной земли в этой части страны». В материале Bloomberg российские агрономы подчёркивают, что потенциал у выращивания сои в России огромный, к тому же эта масличная культура пользуется спросом на рынке кормов для животных.
При этом автор отмечает: «В то время как российские фермеры, занимающиеся выращиванием сои, видят определённую пользу от более тёплой погоды, это же явление вызывает хаос в глобальной системе производства пищевых продуктов». Среди стран, которые пострадали от засухи в этом году, Анатолий Медецкий называет Уругвай, Новую Зеландию, Европу и Вьетнам и не обходит стороной факт, что «даже Россия и остальная часть Черноморского региона столкнулись в последние годы с негативными последствиями изменения погоды, отсутствие осадков угрожает теперь урожаю зерновых в этом регионе». Такие катаклизмы, считает автор, препятствуют тому, чтобы к 2030 году реализовать цель ООН по ликвидации мирового голода.
Как и эксперты The National Interest, автор прогнозирует: экстремальные погодные условия, коронавирус и другие кризисы могут подтолкнуть страны к тому, чтобы вести более протекционистскую политику в области экспорта продовольствия. Анатолий Медецкий отмечает, что это может привести к «волновому эффекту во всей глобальной торговле», и иронизирует: «Озабоченность по поводу доступа к пшенице и к другим основным аграрным продуктам заставило такие страны, как Казахстан и Россия, ранее в этом году ввести экспортные ограничения, хотя большинство стран в последнее время сняли подобные ограничения, и, судя по всему, зерна на рынке достаточно».
Впереди планеты всей
О первых же успехах российского агросектора, которые только прогнозировали The National Interest и Bloomberg, заявила аргентинская газета La Nación: «Россия сообщила о рекордной площади посева пшеницы с 28,8 до 29,4 млн гектаров». Это ещё раз подтвердило, что Россия, на сегодня «мировой лидер по поставкам пшеницы», скоро возьмёт неоспоримое первенство по экспорту этого продукта среди конкурентов.
При этом издание считает, что это скорее плохая новость, чем хорошая. Газета встревожена тем, что в сентябре на фондовых биржах в Чикаго тонна пшеницы стоила 193,91 доллара, а в Канзасе — 161,49 доллара. Сейчас же эти цены опустились до 4,32 и 3,67 доллара соответственно.
«Но увеличение посевной площади до рекордной отметки стало не единственной плохой новостью от российских коллег: с увеличением площади посева увеличился и урожай», — сообщает издание. По словам газеты, крупнейшая российская консалтинговая компания ИКАР рассчитала, что за сезон 2020/2021 страна получит около 78 млн тонн зерна, а компания «СовЭкон», не меняя своих прогнозов, изначально рассчитывала на 79,7 млн с посевной площади 29,3 млн гектаров — без учёта того, что Россия уже перегнала этот показатель по площади. За этот же сезон Минсельхоз РФ прогнозировал и того меньше — всего 75 млн тонн.
После того как российское министерство заявило о росте площадей посева, цены на американское зерно упали на 2,2%, что если не является поводом для паники, то должно заставить Минсельхоз США задуматься. При этом в июле в ежемесячном отчёте по оценкам сельского хозяйства американское министерство обновило прогноз и посчитало, что урожай российской пшеницы снизится с 77 до 76,5 млн тонн. Что послужило основанием для такого перерасчёта — издание не пишет. Однако подчёркивает, что «низкий курс доллара делает экспорт американского сырья, в частности пшеницы, более конкурентоспособным по сравнению с ЕС, который, по оценке Минсельхоза США, в сезон 2020/2021 будет экспортировать около 27 млн тонн зерновых».
Можно прийти к выводу, что в ближайшее время лидерство по экспорту зерна закрепится за Россией, но американцы смогут продавать свой продукт дешевле, чем ЕС, из-за низкого курса доллара по сравнению с евро.
В другом своём материале Bloomberg (США) подтверждает мысль аргентинских коллег и говорит о том, что ЕС в этом году опустится на третье место, но не столько из-за высокого курса евро, сколько из-за того, что посевы побили засухи и наводнения. «Однако, по данным Министерства сельского хозяйства США, у других ключевых поставщиков ситуация иная: Канада вышла на рекордный объём продаж, Австралия нарастит экспорт уже через четыре года, а Россия вернёт себе первое место», — подчёркивает издание.
Агентство со ссылкой на аналитиков сообщает, что сбор урожая в этом году может стать для России вторым по величине за всю историю. Страна экспортирует зерно в более чем 100 стран и занимает ключевую позицию на египетском рынке — три четверти всех закупок Египет делает именно у России.
Ссылаясь на августовский отчёт Минсельхоза США, Bloomberg сообщает, что экспорт в этом сезоне для России «вырастет на 10 процентов, хотя пока что темпы роста отстают от прошлого года». Издание предполагает, что это может быть связано с тем, что «сбор урожая начался позже, чем в 2019 году, а южные районы, которые первыми собирают урожай, показали низкие результаты». Вопрос в том, как закроют этот год Россия и другие страны, кто вырвется вперёд по показателям, а кто, наоборот, значительно их снизит, остаётся для аналитиков открытым.
Маргарита Шеховцова