Грант довёл до уголовки

Чтобы доказать, что не мошенник, начинающему фермеру пришлось обращаться в Верховный суд

Получив грант 1,5 миллиона рублей от государства, житель донской слободы рассчитывал заложить виноградник, но на него возбудили уголовное дело.

Владимиру Лошакову 44 года. Но он уже на пенсии. Старший офицер в отставке служил оперуполномоченным, в ОМОНе, был участником контртеррористической операции на Северном Кавказе. Список наград приличный, есть, например, медали «За заслуги перед Отечеством» II степени, «За верность долгу», «За отличие в службе» II степени.

Уволившись со службы, он занялся выращиванием винограда на своём приусадебном участке. 

– Началось с того, что один старик из Новочеркасска 10 лет назад подарил мне лозу. Я говорил, что ничего не понимаю в винограде, а он сказал: научишься. Лоза оказалась непростая, как я потом узнал: Бако Нуар, франко-американский гибрид, стойкий к болезням и неприхотливый. Его к нам привезли немцы во время второй оккупации, – говорит Владимир Лошаков. – Вино из него получается мягкое, настоящий подарок для любителей сухих вин. Ягода высококислотная, насыщена сахарами. Прикопал я эту лозу осенью, а весной на ней уже были гроздья. В прошлом году две лозы принесли 185 кг ягод.

Чем больше Владимир узнавал о винограде, тем больше его увлекало хобби. Он узнал, что на склонах в слободе Красюковская до революции казаки выращивали виноград. В наши дни склоны пустовали, местами на них устроили песчаные карьеры. Лошаков обратился в администрацию и в 2015 году взял в аренду два участка, 3 и 12 га.

– Загорелся идеей возрождения старых казачьих посадок, искал донские автохтонные сорта – Цимлянский чёрный, Красностоп золотовский, Сибирьковый. Когда покупал саженцы в институте (Всероссийский научно-исследовательский институт виноградарства и виноделия имени Я.И. Потапенко, в Новочеркасске. – Прим. авт.), мне сказали, что при закладке виноградника можно получить субсидию, – вспоминает Владимир.

Обратился в администрацию, ему предложили зарегистрировать КФХ и подать заявку. Гранты начинающим фермерам выдают в нашей стране с 2012 года. Для сельских жителей это возможность начать своё дело, получив до 1,5 млн рублей на покупку техники и оборудования.

В 2016 году Владимир открыл ИП, расчётный счёт в Россельхозбанке. Своё КФХ он назвал «Виноградов юрт». Заказал разработку бизнес-плана в ДонГАУ и подал заявку в региональный минсельхозпрод. Ему пришлось уволиться с конфетной фабрики «Мишкино», где он посменно работал контролёром: порядок предоставления грантов, утверждённый донским правительством, требует, чтобы фермерское хозяйство было единственным местом работы начинающего фермера.

Когда подавал заявку, в пакете документов, которые его попросили подписать, было и соглашение о предоставлении гранта. Как утверждает Владимир Лошаков, на нём не было указано даты и его просили не ставить число.

Конкурс несколько раз откладывали из-за недостаточного количества участников. 16 июня позвонила член комиссии и сообщила, что в гранте ему отказано, потому что он покупает оборудование для производства вина, а лицензии на виноделие у него нет. Он объяснил, что бизнес-план предусматривает производство сока и всё заявленное оборудование – пресс, фильтр-пресс для осветления, цельнометаллический танкер, купорщик – необходимо для этого. 

– Я сказал: ну и не надо, раз отказали, буду развиваться сам потихоньку, но никого из администрации к себе не пущу, – вспоминает Владимир Лошаков.

В тот же день он позвонил своему начальнику на фабрике и спросил, можно ли вернуться на работу. Его приняли с подписанием договора, и он сразу же заступил на смену.
29 июня Лошакову снова позвонили из минсельхоза и сказали, чтобы он проверил расчётный счёт, пришли ли деньги. Так Владимир узнал, что грант ему всё-таки одобрили, как потом выяснилось – 17 июня. Именно эта дата стоит в соглашении, которое он подписывал без числа при сдаче заявки.

Получив 1 495 200 рублей, Лошаков меньше чем на полмиллиона купил оборудование. Оставшаяся сумма должна была пойти на покупку удобрений и саженцев. Саженцы специально для него выращивал предприниматель. Но купить их в полном объёме Владимир так и не успел.

Не прошло и года, как новоиспечённого фермера вызвали на допрос. Из-за того что он вернулся на работу в «Мишкино», на него возбудили уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»). Якобы он скрыл от комиссии, что не соответствует критериям конкурса. Ни суд, ни следователи не приняли во внимание его доводы, 27 июня 2018 года его осудили на два года лишения свободы. По 73-й статье УК РФ наказание сделали условным сроком на три года. 

– Каждый месяц я ходил отмечаться в уголовную исполнительную службу. Непотраченный миллион пришлось вернуть, а за 466 тысяч на меня минсельхоз подал гражданский иск о возврате, и деньги удерживали с пенсии. Другая беда – у меня был заключён договор на покупку саженцев, предприниматель тоже мог подать на меня в суд. Пришлось выплатить неустойку и по допсоглашению выкупить часть саженцев на сумму 330 тысяч рублей. Деньги занимал у знакомых, – вспоминает фермер.

Оспорить приговор на местном, регио­нальном уровне не получалось. Тогда он подумал, а почему вообще существует такое ограничение – запрет работать в другом месте, кроме КФХ.

Законно ли это? Выпускник школы милиции и юридического института, имеющий красный диплом, изучил законодательство и обратился в Верховный суд, чтобы оспорить дискриминирующее, на его взгляд, требование.

– Я дал себе слово не брить бороду, пока не добьюсь справедливости, – шутит Владимир. – Поэтому выглядел в Верховном суде весьма экстравагантно, судя по взглядам тамошних обитателей. Там обычно ходят в костюмах и очках с золочёной оправой, а тут такой парень от сохи приехал.

Однако это не помешало ему чувствовать себя уверенно и аргументированно доказывать свою позицию. 24 октября 2018 года Верховный суд вынес апелляционное определение по жалобе В.Ю. Лошакова, в котором подпункт 7.5 пункта 7 приложения № 4 к постановлению правительства Ростовской области № 83 от 14.02.2017 – тот самый, где сказано о единственном месте работы – был признан недействующим со дня вступления решения Верховного суда в силу . Ведь в федеральных правилах распределения субсидий (постановление правительства РФ № 717 от 14.06.2012) такого требования к начинающим фермерам нет. А этот документ является единым для всей страны. Субъект федерации не вправе устанавливать дополнительные условия, – пришёл к выводу суд.

Этот документ дал обратный ход всем вынесенным раньше в отношении Лошакова обвинительным судебным актам. 5 сентября 2019 года Октябрьский районный суд вынес постановление о прекращении уголовного дела и преследования. Но если грант у фермера отозвали сразу, как только возникли претензии, то теперь, когда доказано, что они были необоснованны, надо потрудиться, чтобы полностью восстановить себя в правах. 20 ноября суд рассмот­рит его иск о возмещении материального вреда в порядке реабилитации за незаконное уголовное преследование. Владимир Лошаков намерен взыскать с министерства финансов более 2,5 миллиона рублей. А позже планирует заявить иск о возмещении морального ущерба и недополученной прибыли – общая сумма его притязаний превышает 9 миллионов рублей.

– Когда был в Верховном суде, помощник судьи подошёл ко мне в перерыве, спросил о планах на развитие хозяйства. Я ему рассказал, а он: «Вы же не забудьте баннер повесить, что генеральный спонсор вашего проекта – Минфин». Пошутил, – вспоминает Владимир.

А планы у него грандиозные. За их реализацию, говорит фермер, искренне болеют в районной администрации, например замглавы Октябрьского района Наталья Мартюк всегда помогает советом.

«Построю винодельню в виде замка с бойницами, в левом крыле будет пекарня и цех по производству сыров. Поставлю беседку – пусть люди приезжают на дегустации, я уже выбрал казачий хор, который приглашу на открытие. Посажу орешник, заведу белок. Для детей у меня есть вкуснейший столовый виноград, сок, пастила собственного производства. Главное мне только землю эту выкупить, чтобы не в аренде была. А ещё мечта – лошадь завести, верховая езда у меня будет».

Рабочих рук пока всего две, но крепкие. Вскопать вручную и нарезать террасы простой лопатой на площади в целый гектар – настоящий подвиг. Но, как известно, если стало очень тяжело, значит, идёшь на подъём. Покупает технику, каждый день с рассвета до заката работает. Скорее бы юридические вопросы решить, но и здесь непаханое поле: он всё больше востребован как юрист. Обращаются другие фермеры-грантовики со всей страны, которых работники прокуратуры атакуют проверками.

Инга СЫСОЕВА
сл. Красюковская, Октябрьский р-н, 
Ростовская обл.
Фото автора

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйствоЗакон
Газета: Газета Крестьянин