Вольная сибирская язва

Рядом со скотомогильником в Мясниковском районе по-прежнему пасутся коровы

Мясниковсковскому району «повезло» собрать почти полную коллекцию всех незавидных полигонов: хранилище радиоактивных отходов, продлённое городское кладбище под Большими Салами и военный полигон размером с треть района. Общественность гудит по поводу планируемого строительства мусороперерабатывающего комплекса в Петровке. На днях в редакцию опять позвонили жители Мясниковского района и рассказали, что под Крымом находится ничейный скотомогильник с животными, павшими от сибирской язвы. И площадь его гораздо больше, чем по документам. 

О том, что на территории района есть скотомогильник, мясниковцы знали давно. А вот где он конкретно находится – очень немногие. Дело в том, что животных захоронили более тридцати лет назад. 

– Жители постарше нам рассказывали, что такое захоронение есть и оно где-то на границе между Большими Салами и Крымом. А где именно? Могильник сам по себе, он не стоит на балансе Мясниковского района. Просто захоронение в свободной форме, – рассказала жительница Больших Салов помощник депутата Заксобрания РО София Шинкарёва. 

В администрации Крымского сельского поселения хранится фото скотомогильника, сделанное в 2004 году. Посреди травы виден крест, торчащий из бетонной заливки. На нём краской было написано: «СИБ ЯЗВ». В таком виде захоронение простояло до 2014 года. Затем скотомогильником заинтересовалась прокуратура Ростовской области. Дело в том, что в собственность или ведение администрации района он не передавался, на балансе муниципалитета или других хозяйствующих субъектов не стоял. А в информационной базе земельных участков, зарегистрированных в государственную собственность Ростовской области, не было никакой информации. 

«Сибиреязвенное захоронение не соответствует Санитарно-эпидемиологическим правилам по профилактике сибирской язвы. По периметру захоронения отсутствует ограждение, исключающее случайный доступ людей и животных, по внутреннему периметру не сформированы канавы с установлением на них предупреждающих табличек с надписью «сибирская язва», обеззараживание почвы в границах сибиреязвенного захоронения не осуществлялось, санитарно-защитная зона не установлена, контроль за недопущением использования территории, находящейся в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника, для проведения какой-либо хозяйственной деятельности не обеспечен», – говорится на официальном сайте прокуратуры региона. По её информации, точная дата захоронения – 1988 год. 

Прокуратура Ростовской области подала на правительство региона в суд. В исковом заявлении надзорный орган требовал устранить выявленные нарушения и обустроить скотомогильник в соответствии с нормами профилактики сибирской язвы. Поначалу Кировский районный суд отказал в удовлетворении требований, после чего прокуратура подала апелляцию – и выиграла процесс. В том же 2014 году решение суда вступило в законную силу. 

С тех пор скотомогильник обнесли высоким зелёным забором из профнастила, к которому прикрепили табличку с предупреждением об опасной зоне. На ней указано, что забор огораживает место сжигания и захоронения золы заражённой туши КРС, погибшей 12 октября 1988 года. Но не указано, что животное погибло от сибирской язвы.

– Там всего одна корова. Точных доказательств, что её сгубила сибирская язва, у нас нет, – рассказал глава администрации Крымского сельского поселения Ашот Деремян. – Только подозрение, поскольку была похожая симптоматика. При этом бывший ветврач района, которого уже нет в живых, настаивал, что сибирской язвы не было. Животное всё равно сожгли, а золу изолировали в бетонном саркофаге.

Однако ветеринарно-сопроводительная карточка объекта 1995 года, подписанная главным санитарным инпектором района, однозначно указывает на сибирскую язву.

Жители Мясниковского района, звонившие в редакцию, уверены: не всё так просто. По их данным, на самом деле захоронение во много раз больше, чем по документам. А значит, забором обнесли не всю территорию, а только крохотную часть.

Местоположение скотомогильника (обведено в кружок)

В администрации Крымского сельского поселения есть две характеристики захоронения. В одной указано, что площадь скотомогильника – 20 квадратных метров. На другой написано: 600. К тому же в ветеринарно-санитарной карточке скотомогильника говорится: «Площадь по периметру 600 квадратных метров не оканавлена».

– На самом деле верна первая цифра, – сообщает Ашот Мартиросович. – Поэтому и забор установлен на территории 20 квадратных метров. Там не много животных погибло, чтобы площадь саркофага составляла аж 600 квадратных метров. 

Ближайший ориентир скотомогильника – бывшая бойня колхоза имени Лукашина. Павшее животное содержалось в этом хозяйстве. Захоронение находится буквально в нескольких шагах от разрушаю­щегося здания скотобойни. Чуть позади – сам колхоз. А ещё дальше – село Крым. 

– По закону санитарная зона между таким скотомогильником и поселением должна быть длиной в километр, но у нас – примерно 800 метров. Изначально так сделали, – говорит глава администрации.

Среди выявленных нарушений в характеристике объекта за 2014 год указан выпас скота. С тех пор ничего не изменилось. Когда мы приехали к захоронению, рядом находился местный пастух с небольшим стадом коров. Животные подходили близко к огороженному забором скотомогильнику, скручивали языком траву, жевали и брели дальше...

Ирина БАБИЧЕВА
Мясниковский р-н, Ростовская обл.
Фото автора

Выразить свое отношение: 
Рубрика: ЭкологияОбщество
Газета: Газета Крестьянин