Дорога застряла в районах
Кадастровые ошибки добавили проблем жителям нескольких населённых пунктов
Дорога на границе Аксайского и Родионово-Несветайского районов больше похожа на трассу для ралли: старое тырсовое покрытие, немного засыпанное щебнем, как будто создано для спорткаров. Крутой склон, по которому приходится съезжать, чтобы попасть в окрестные поселения, дополняет пейзаж. Но вот незадача: местные жители, среди которых садоводы да пенсионеры, не хотят экстрима. Их единственное желание – нормальная дорога, которая свяжет их с остальной областью.
Повышенная ямочность
Мост через реку Тузловка считают условной границей двух районов Ростовской области. Построенный когда-то за счёт местных жителей, он соединяет несколько садовых товариществ и два хутора – Октябрьский и Забудённовский. Совкупно здесь живёт свыше 300 человек, большинство из них уже пенсионеры. Многие до сих пор ездят работать в Ростов. Город находится всего в 25 км.
Проблемная дорога начинается в окрестностях посёлка Возрождённого и заканчивается на подъезде к хутору Забудённовскому. Участок пути, который уже не первый десяток лет беспокоит жителей, идёт как бы в гору. И тем, у кого нет транспорта, приходится либо ждать попутку, либо идти вверх по крутому склону пешком, что для пожилых людей трудно. Они много лет мечтают об автобусе, который будет возить их из города и обратно, и нормальной дороге, на которой машины не будут быстро изнашиваться. Автобус, к слову, есть и сейчас, но на маршрут выходит только с апреля по ноябрь, а в самое тяжёлое время года люди остаются без единственного общественного транспорта.
– У меня двое несовершеннолетних детей, – рассказывает местная жительница Ирина Руденко. – Два года назад я ездила в администрацию Родионово-Несветайского района и просила выделить рейсовый автобус для детей. Наша семья здесь не одна такая. Я написала письмо, мне пообещали помочь. А потом пришёл ответ, что в виду «повышенной ямочности» запустить школьный автобус невозможно. Сказали ждать, когда сделают дорогу. На личном приёме у депутата Максима Щаблыкина я получила ровно тот же ответ.
Дорога, которая стояла сама по себе
Формат общения жителей и властей классический – роман в письмах. Бороться за нормальную дорогу селяне начали ещё при Чубе. Проблема в том, что участок пути длиной около двух километров не стоит на балансе ни одного из районов. Кадастровое ведомство о её существовании тоже не в курсе.
В 2011-м администрации районов, между которыми «застряла» дорога, встречались и договорились засыпать 1,1 км дороги тырсой. С тех пор по существу ничего не изменилось.
Периодически проблемный участок подсыпают щебёнкой.
Местные рассказывают, что машины приходится чинить очень часто: в таких условиях ходовая часть автомобиля изнашивается чуть ли не раз в три месяца.
– Я с ними в переписку вступила ещё в 2011-м, – вспоминает Надежда Подолянская. – К нам приезжал заместитель министра транспорта Колбин и спрашивал: «Вы представляете, сколько это стоить будет?» Так неприятно было. Люди всю жизнь колхозу отдали, а им дорогу построить не могут. Нам тут всё приходится за свой счёт делать, а мы, между прочим, налоги платим.
Из-за кадастровых ошибок часть дороги осталась бесхозной
В 2011 году в письме за подписью заместителя министра транспорта Ростовской области Алексея Колбина говорилось, что главе Аксайского района Виталия Борзенко «направлено письмо о необходимости принятия решения по обеспечению транспортного сообщения х. Забу-дённовский с центром поселения для соблюдения конституционных прав граждан». В том же письме сообщалось, что дорога в ведении Аксайского района не находится и проходит по территории Родионово-Несветайского.
Два года спустя, в 2013-м, пришёл не менее интересный ответ за подписью того же заместителя. Из него жители узнали, что на самом деле участок дороги, за который они столько лет бьются, «является бесхозяйным», а Родионово-Несветайская администрация рассматривает возможность его оформления в муниципальную собственность, чтобы потом передать Аксайскому району. Сейчас жители хотят, чтобы дорогу привели в проезжее состояние для автобусов, а потом поставили на баланс муниципалитета и кадастровый учёт.
– Мы бы хотели, чтоб нас включили в план по асфальту и чтоб автобус пустили зимой и осенью, – говорит председатель СНТ «Комбайностроитель» Ирина Соина. – Хотя бы фалом пусть отсыпят. Он свяжет щебёнку и не будет выбиваться.
29 марта жители получили очередное письмо. На этот раз за подписью замгубернатора по вопросам промышленности, энергетики и транспорта Михаила Тихонова. Выяснилось, что 2,55 км дороги от Возрождённого до СНТ «Комбайностроитель» находится в муниципальной собственности Аксайского района. Остальные 1,6 км – от «Комбайностроителя» до границы с Аксайским районом – «ничейные». Виной всему оказались кадастровые ошибки. Сейчас Кутейниковское поселение Родионово-Несветайского района собирается эти 1,6 км оформить в собственность и заняться проектной документацией. После её утверждения станет ясно, когда будут выделены деньги на капитальный ремонт дороги.
Тысячи километров бездорожья
В конце марта первый замминистра транспорта Василий Гойда на пресс-конференции рассказывал о состоянии дорог в Ростовской области. По его словам, почти половина дорог регионального значения не отвечает нормативным требованиям. Причиной сложившейся ситуации он назвал хроническое недофинансирование.
– Объём финансирования всех видов ремонта должен составлять порядка 25 млрд рублей в год, – отметил Гойда. – Фактическое финансирование – 8,2 млрд рублей, или 32,9% от необходимого объёма. То есть деньгами мы здесь обеспечены ровно на треть.
Также он отметил, что с учётом дорог не только регионального значения, но и муниципального необходимо 114 млрд рублей из расчёта на содержание, ремонт и капремонт. Весь дорожный фонд нашего региона на 2019 год – всего 19,6 млрд рублей, добавил замминистра.
Среди прочего господин Гойда рассказал, что в Ростовской области остаётся 225 населённых пунктов, которые не соединены асфальтовыми дорогами, и на это требуется ещё 25 млрд рублей. В правительстве области полностью решить эту проблему пока не надеются. В ближайшие несколько лет дороги появятся только в тех населённых пунктах, где живёт хотя бы больше ста человек. Затем – там, где больше пятидесяти.
После пресс-конференции нам удалось лично поговорить с Василием Гойдой и рассказать ему о ситуации, сложившейся в окрестностях посёлка Возрождённый.
– Как такое может быть? – удивился Гойда. – Дорога должна стоять на балансе. Кто-то из районов обязан взять её себе.
По итогу разговора Василий Леонидович пообещал разобраться в ситуации, а в списке поселений с плохими дорогами ожидается прибавление.
Глеб ГОЛОД
Ростовская обл.
Фото автора