«Всем стоять!»

Почему бастуют зерновозы и как это скажется на аграриях

На прошлой неделе перевозчики зерна объявили всероссийскую забастовку. Они отказываются от работы и призывают товарищей следовать их примеру. Цель акции – увеличить расценки на грузоперевозки. Тариф за транспортировку зерна, считают активисты, должен вырасти в два-три раза – только тогда бизнес станет рентабельным.

Крысы и дар убеждения

Бойкот зерновозов – если так можно назвать эту акцию – начался 20 января. В этот и последующие дни водители большегрузов из разных регионов России встречались на стоянках и вблизи элеваторов. Протестующие обсуждали, на какую оплату стоит соглашаться, а на какую нет, также останавливали проезжающие мимо фуры и предлагали им присое­диниться к забастовке, отказавшись на время от заказов.

Акции протеста прошли в Ростовской области (стоянка «Орёл» под Батайском, Сальск, Егорлык, пос. Целина, Морозовск), в Краснодарском крае (Славянск-на-Кубани, Кореновск, Успенская), на Ставрополье (село Красногвардейское). Полный список населённых пунктов, где проходили собрания, установить не удалось: митинги носили стихийный характер, дальнобойщики приглашали друг друга на них по рации, в закрытых группах мессенджеров и соцсетей. Позже по этим же каналам распространялись видеозаписи, сделанные на встречах.

В селе Красногвардей-ском протестующие приняли таблицу «расстоя­ний» – коэффициентов, на которые нужно умножить километраж поездки, чтобы рассчитать минимально приемлемый, по их мнению, тариф. Если заказчику нужно доставить груз на расстояние до 100 километров, коэффициент равен 6; от 100 до 200 километров – 5,5; от 200 до 300 км – 5; свыше 300 – 4.

– Будем отталкиваться от расстояний. До 100 километров – 6 расстоя­ний. Меньше – не ехать, – говорит парень, выступая перед тремя десятками дальнобойщиков. – Привожу пример. Едем мы из Красногвардейского в Новороссийск. Расстояние у нас – 400 километров. Согласно таблице, умножаем на 4. Получается 1 600 рублей за тонну, то есть 1,6 рубля за килограмм, – рассказывает активист на видео.

– Теперь, мужики, наша задача – до всех это донести. Чтобы не пёрлись за копейки на погрузки, – поддерживает его коллега. – Каждый должен с себя начать, со своей порядочности. 

Сейчас определились по вот таким ценам, значит, всё – не едем, пока такой цены не будет.

Свою идею перевозчики «доносили» до коллег разными методами, в том числе публичным посрамлением водителей, которые не присоединились к акции. Их тут же окрестили «крысами» и «дармовозами». Остановленные у пунктов погрузки, они тут же запечатлевались на камеры.

– Ты за что свою семью собираешься кормить? Тебе что, хуже будет, если 6-7 тысяч рублей сверху упадёт к твоему рейсу через неделю? – обращается к явно струхнувшему водителю автор видеоролика.

– Постоять надо три-четыре дня! – добавляет кто-то из-за спины.

Немало в сети видео с прямыми угрозами: «Кто едет в Целинский район, знайте: «Камазы» не пускаем и не пустим!» Некоторые предлагали «поставить мышеловки», выпотрошить нагруженные зерновозы... 

К счастью, за неделю забастовки дальше разговоров дело не дошло.

– Мы мирные люди, – говорит перевозчик Павел из Краснодарского края. – Мы никому ничего не запрещаем, колёса не прокалываем, борта не открываем. Просто объясняем... Кто-то понимает: подъехав к элеватору, разворачивается, уезжает. Другие говорят, что деньги нужны, семью кормить нечем, и всё равно грузятся. Третьи отвечают, что работают на хозяина, заключён договор, будут неустойки.

Виктор Бородаев, директор агрофирмы «Целина» (Целинский район Ростовской области), рассказал, что забастовка остановила отгрузку зерна и в его хозяйстве. Предприятие ещё до Нового года заключило контракт на продажу пшеницы на условиях франко-склад. Часть «Целина» обязалась доставить своим транспортом, но основной объём должны были вывезти нанятые покупателем машины. Ожидалось до 100 грузовиков в день. Приехало всего три машины.

– Сейчас вывозим зерно в порт своими «Камазами», – говорит Виктор Васильевич.
Бастующие утверждают, что в Ростовской области на прошлой неделе должны были идти глобальные погрузки в трёх местах, но все они остановлены. Очевидцы также сообщают, что в Новороссийске «терминал весь пустой», правда, этому может быть два объяснения: либо зерновозы действительно не приезжают, либо выгрузка идёт быстро и им не приходится выстраиваться в очередь.

«Задрали нахлебники!»

– Цены стали падать где-то с середины октября, – говорит индивидуальный предприниматель, перевозчик Евгений из Ростовской области. – Уборка прошла, транспорт начал освобождаться, и тарифы резко пошли вниз, причём непонятно почему. Цена на пшеницу в портах растёт, а мы страдаем. 

С тем, что по нынешним ценам работа будет себе в убыток, согласен и глава Национальной ассоциа­ции грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин:

– Более 70% полученных за перевозку зерна денег сейчас уходит на ГСМ. Если учесть другие расходы – налоги, «Платон», ремонт автотранспорта, суточные водителям – прибыли не остаётся никакой.

С ним солидарен фермер Игорь Лысенко (ООО «Заря», Крыловской район Кубани). Имея несколько грузовых машин, Игорь Алексеевич раньше по окончании сезона отпускал своих водителей подзаработать на перевозках. С весны частные заказы «Заря» не выполняет – нет маржи.

На вопрос, почему сложилась такая ситуация, перевозчики, аграрии и эксперты отвечают по-разному.

– Слишком много появилось диспетчеров и лишних людей, которые наживаются на этом. Раньше диспетчер брал себе пять копеек в качестве вознаграждения. А сейчас и 30, и 40 копеек начали снимать, – говорит перевозчик Павел из Новопокровского района Кубани.

В сфере перевозок возник переизбыток предложения, считает генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько.

– После того как была подписана Хартия в сфере оборота сельхозпродукции, экспортёров вынудили заключать контракты напрямую с сельхозпроизводителями, – объяснил Дмитрий Николаевич. – Трейдерам пришлось уйти с рынка, многие занялись грузовыми перевозками. В прошлом сезоне произошла серьёзная инвестиция в транспортную инфраструктуру юга России: видимо, предпринимателям казалось, что на услуги зерновозов существует неограниченный спрос. Теперь же оказалось, что спрос ограничен и конечен, к тому же перевозки зерна во второй половине сельхозгода сильно упали – просто физически стало меньше зерна – и на рынок вышло огромное количество лишнего транспорта. Расценки стали падать, а стоимость бензина и других расходных материалов, напротив, повысилась.

Рынок «уронили» перевозки с превышением весогабаритных норм, считает глава «Грузавтотранса» Владимир Матягин.

– В одну машину по три начали грузить и у других перевозчиков забирать работу, – объясняет президент ассоциации.

Перегруз выгоден грузоотправителям: некоторые диспетчеры, предлагая работу, заранее указывают, «по норме» будет транспортировка или с перегрузом. Водители соглашаются на нарушение закона: кто по безвыходности, кто ради наживы.

– Я даже сейчас с Кабарды загрузился кукурузой по 1,7 рубля. 68 тонн. Утром буду в Астрахани. 40 тысяч на дорогу уходит, остальные все мои. Вот и посчитай. Чисто за два дня... – обращается к протестующим в Whatsapp анонимный перевозчик из Дагестана. – Если цена упадёт до 60 копеек, мы всё равно с рынка не уйдём. У меня трёхоска – поставлю пятиоску, буду по 120 тонн тягать. Родился мужиком – умри мужиком, но ты должен зарабатывать.

Кому уступки, кому – ущемления

Чем всё закончится, беспокоит всех.

Владимир Матягин надеется на победу правосудия и перевозчиков: если на федеральном уровне дадут команду к жёсткому контролю на дорогах, нарушать закон станет невыгодно, перегрузы прекратятся, и работы хватит всем.

– Сейчас работать по закону убыточно для перевозчиков. Тарифы должны вырасти в два раза – тогда они хотя бы в поле рентабельности войдут, – говорит Владимир Васильевич. – 

Но если завтра цена поднимется, а должного контроля за транспортом не будет, послезавтра найдутся ухари, которые решат по высокой ставке перегрузить машину и хапнуть побольше... Должна существовать неотвратимость наказания.

Протестующие считают, что действенный эффект будут иметь только забастовки: не станет предложения – покупатели зерна будут вынуждены поднять тарифы, чтобы не потерять свои международные контракты.

Перевозчики, не присое­динившиеся к бойкоту, опасаются обратного эффекта:

– Если мы будем перегибать, сельхозпроизводители плюнут и начнут брать транспорт в лизинг. Каждый год будет высвобождаться 500-1000 единиц в каждом федеральном округе, цена для перевозчиков упадёт ещё больше. Мы будем нужны только в уборку, – предполагает перевозчик Александр.

Сельхозпроизводители планов на лизинг пока не строят, а в ближайшей перспективе ждут повышения тарифов – правда, за счёт снижения цен на зерно.

– Скажу честно, я на стороне людей, которые бастуют, потому что на дорогах действительно беспредел, и прибыли этот бизнес не приносит, – говорит Виктор Бородаев. – С другой стороны, я понимаю, что увеличение расценок в конечном итоге ляжет на нас, на сельхозпроизводителей. Оплату перевозок вычтут из цен на зерно. Мы и так уже много потеряли – от «Платона», от удорожания топлива и запчастей, от ограничений по весу – всё это минус из кармана тех, кто выращивает зерно.

– Все сильно хотят заработать, – говорит Игорь Лысенко, глава ООО «Заря» (Крыловской район Краснодарского края). – На ком-то надо зарабатывать: если забастуют сельхозники, будет плохо – пусть лучше бастуют водители, диспетчеры! Водители требуют повышения цен. Кто пострадает? Сельхозник. Заберут у нас.

Фермерский омбудсмен Краснодарского края Вячеслав Легкодух тоже не исключает такого сценария. Он убеждён, что экспортёры могут воспользоваться забастовкой, чтобы устроить спекуляцию на зерновых котировках.

– К падению цен на перевозки сельхозпроизводители не имеют никакого отношения. Оттого что транспортные услуги подешевели, фермеры больше получать не стали. Зарабатывают на перевозчиках те, кто дальше использует сельхозпродукцию, – считает Вячеслав Александрович.

Глава ИКАР Дмитрий Рылько ответил «Крестьянину», что серьёзное падение цен на зерно в связи с протестами перевозчиков рынку вряд ли грозит.

– В первой половине сезона отгрузка пшеницы шла высокими темпами. На внутреннем рынке зерна осталось мало, экспортёры за него дерутся и вынуждены поднимать цены, – говорит Дмитрий Рылько. – Для аграриев юга России этот сельскохозяйственный год будет удачным, а вот для экспортёров, напротив, менее удачным, чем прошлый. Тарифы на грузоперевозки, если они повысятся, могут немного придавить цены на юге, но я не думаю, что это случится. Вряд ли протестными акциями перевозчики добьются больших уступок. 

Либо эти уступки будут временными.

Эффект забастовки пока ещё сложно оценить: ни одно официальное ведомство пока не сообщило, насколько упал объём зерноперевозок. По данным «Грузавтотранса», саботирована поставка около 90 тыс. тонн (4% от ожидаемого в январе экспорта зерна). 

Минсельхоз России объявил, что займётся проблемой перевозок зерна. Аграрии Ростовской области и Краснодарского края, с которыми беседовал «Крестьянин», отвечали, что урожай пшеницы ими уже продан. Те, у кого есть возможность придержать семечку и кукурузу, будут ждать весны. К тому моменту вопрос с зерновозами, скорее всего, будет решён.

Александра КОРЕНЕВА

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйство
Газета: Газета Крестьянин