Наступают на те же грабли
Ставропольская краевая ассоциация фермеров опять на грани закрытия
На очередном совете фермеры решали, как спасти свою организацию.
Краевая ассоциация фермеров (АККОР) всегда была объединяющим началом для вольных землепашцев. Сначала через неё выдавались кредиты, можно было приобрести удобрения, горючее на льготных условиях. Поэтому членство в организации было экономически выгодным, она фактически играла роль некоего неофициального межфермерского кооператива. Но изменились времена, поменялось законодательство, по которому у АККОР были забраны все коммерческие функции, теперь это исключительно общественная организация, которая должна существовать за счёт взносов её членов. С тех пор у АККОР и начались проблемы.
А если бы не АККОР?
Дошло до того, что старое руководство АККОР (не буду называть фамилии, бог им судья) довело организацию до ручки, и она перестала существовать сначала формально, а потом и де юре. Сохранялись лишь некоторые районные ассоциации. Три года назад бессменный член совета АККОР Виктор Пыленок взялся за её восстановление. Помню, каких трудов стоило Виктору Павловичу убедить фермеров, что им нужна своя общественная организация, так как фермерство – это сообщество людей, сельских предпринимателей, у которого есть свои специфические интересы, не всегда совпадающие с интересами крупных сельхозпроизводителей, как новоявленных холдингов, так и бывших советских колхозов.Ассоциацию воссоздали, и жизнь тут же подтвердила, что это было правильное решение.
Три года назад, думаю, что с подачи так называемого колхозного лобби, краевая дума затеяла пересмотр закона о земельных отношениях в Ставропольском крае, увеличив минимальный размер земельного участка при выходе из общего массива с 30 гектаров до 2,5 тысячи. Не буду вдаваться в подробности, об этом в своё время много писали в «Крестьянине».
Тут-то фермеры встрепенулись. До этого дремавшие по своим углам, они, вдруг осознав, какая угроза нависла над их будущим, резко активизировались. Именно ассоциация стала организующим началом в этой борьбе. Собрания, съезды, обращения за юридической помощью – всё это делалось через АККОР. Не будь её, всё бы превратилось в балаган, махновщину, повлёкшую за собой нарушение законодательства о митингах и т. п.
Фермеры победили. Их поддержала прокуратура, федеральная АККОР, по большому счёту, и Министерство сельского хозяйства России, в конце концов, суд отменил этот глупейший и вреднейший для края закон.
Пока жареный петух не клюнул?
Но страсти улеглись, и фермеры снова разбрелись по своим углам и залегли на дно. На последнем совете краевой АККОР Виктор Пыленок проинформировал его членов, что организация снова стоит на грани закрытия. Причина банальнейшая – нечем платить по счетам: за коммунальные услуги, аренду помещения, канцелярские товары, зарплату бухгалтеру и т. п. С одной стороны, такая ситуация возникла из-за удорожания всех сторон нашей жизни, но с другой – добрая половина членов ассоциации просто не платит взносы. В год с одного района нужно заплатить 25 тысяч. Что это за сумма, притом что в каждом районе членов ассоциации несколько сотен? Сущие копейки. И подобная проблема существует столько лет, сколько я наблюдаю за фермерским движением. Меня всегда это поражало. И тем не менее ситуация именно такая. Что делать, как выбираться из неё? Или АККОР уже не нужна никому?
В ходе дискуссии все члены совета, конечно же, высказались за сохранение организации. Поддержали её бессменного председателя Виктора Павловича Пыленка, которому, кстати, уже 70 лет. В помощь ему выбрали заместителя, Ивана Молодцова, толкового фермера из Туркменского района, который будет пытаться внести свежую струю в деятельность АККОР.
Руководители районных фермерских структур обещали надавить на своих нерадивых членов и до конца года внести недостающие деньги.
– Самое интересное, что не платят самые богатые, для которых это вообще не деньги, – говорит Валерий Алексеевич Подсеканов, исполнительный директор Новоалександровской АККОР. – Да, они так и отвечают, что пользы от организации не видят. Но я-то работаю в ней с самого зарождения и знаю, что помощь этим самым ребятам мы оказывали огромную, по большому счёту, помогли им стать на ноги. Даже в знак благодарности можно было бы и раскошелиться. В большинстве случаев проблема членских взносов – не экономическая, а нравственная.
Примерно то же говорят и другие члены совета. Знакомый мне фермер Александр Иванов из Георгиевского района просто берёт и платит эти 25 тысяч за всех остальных, кого жаба душит, лишь бы ассоциацию поддержать. Вот такая картина маслом!
Сейчас благодаря государственной поддержке фермерства появились и экономические рычаги укрепления АККОР. Принята и уже действует программа у «Росагролизинга», которая так и называется – «АККОР». Она не только даёт возможность фермерам приобрести технику на весьма выгодных условиях, с отсрочкой первоначального взноса на полгода, но и предусматривает отчисление по одному проценту от суммы лизинга в пользу федеральной и региональной АККОР. Кстати, Ставропольской АККОР выделен хороший лимит – 37 миллионов из 500 млн общероссийских. Вот и механизм спасения организации! Но и тут незадача. Два фермера, получив технику по программе, не спешат платить ту самую часть взноса, которая должна пойти на поддержку фермерских ассоциаций. Это те самые недостающие пару сотен тысяч рублей, которые могли бы разрешить все проблемы Ставропольской АККОР. Члены совета на заседании корили себя: мол, наша недоработка, помогли тем, у кого совести нет. Опять вопрос нравственности! Кстати, если эти два товарища не заплатят деньги, на следующий год ставропольским фермерам могут урезать лимиты. Бесчестность одних, как всегда, оборачивается проблемами для других, совестливых, нормальных людей.
Чем кончатся увещевания жлобствующих, не знаю. Хочется надеяться, что у фермеров хватит здравого смысла разобраться в своих финансовых проблемах. Но для всех, кто сомневается в пользе АККОР и жалеет денег на взносы, сообщаю, что депутат краевой думы, бывший её председатель Юрий Белый вновь заговорил, что неплохо было бы вернуться к тому закону о 2,5 тысячи гектаров как к единственному способу сохранения земель в руках ставропольцев. Лукавство, конечно. Но пробный шар запущен. Кто тогда будет защищать интересы фермеров, если АККОР не будет? Тогда очередного жареного петуха, норовящего клюнуть фермеров в соответствующее место, урезонить будет некому. А клюнет он больно.
Сергей ИВАЩЕНКО
Фото автора из архива