Донская окрошка — это вам не писко с куем

В ростовском парке им. Октябрьской революции прошёл первый гастрономический фестиваль «Сделано на Дону»

Что и говорить, погода подыграла празднику. С самого первого дня октябрь дождями, ветром, а кое-где и заморозками пытался доказать, что осень — не продолжение лета, а мостик к зиме. Но видя, как серьёзно ростовчане готовятся отметить пятилетие регионального знака качества «Сделано на Дону», решил преподнести людям подарок от себя — первая суббота выдалась чудной... Яркое солнце не обжигало, а ласково прогревало прохладный воздух. И ветер усмирил свой порывистый норов.

Пир на весь честной мир

К полудню в парке уже было полно народу. Кто-то шёл погулять, не подозревая, что попадёт на праздник, но большинство целенаправлено стремились на фестиваль. Развлечений организаторы приготовили — не счесть. У одного из входов на праздничную площадь над огромными мангалами крутились на вертелах 45-килограммовые туши поросят. Левее от этой кухни протянулись две улицы из «домиков» тех предприятий, которые уже сертифицировали свою продукцию в системе регионального знака качества. На образцы лучшей продукции можно было посмотреть, попробовать и купить хоть с собой, хоть отведать прямо здесь. Возле многих павильончиков выстроились целые очереди. И не потому что народ прибыл с голодного края, а просто весело и вкусно на свежем воздухе, когда все вокруг жуют с аппетитом. Купив или выиграв как приз порцию, целыми семьями занимали столики, стоявшие рядами так. Что видно было всю сцену. А уж слышно было выступление лучших ростовских музыкантов на весь парк.

Детвора свои гуляния начинала с посещения визажиста. Несколько художников без перерыва наносили на личики мордашки белого медведя. Рисовали, что называется, с натуры. Огромный белый медведь неподалёку от своего молочного дома и площадки аквагримма участвовал в фотосессиях гостей праздника. Тут же бродил его бурый брат от сладкой фирмы «Мишкино», несколько часов подряд гарцевал, пританцовывая под музыку, жеребец от «Донских традиций», помахивая пшеничным колосом, завидного для хлеборобов метрового размера, кротко семенил Ёжик — бренд кондитерской фабрики Морозова, юрко сновал среди гуляющих Хотдог Аютинского хлебозавода, над площадью наматывала круги курица с флагом Аксайской птицефабрики. Ну, не курица, конечно, а просто белый квадрокоптер.

Тем временем на настоящем самолёте к Ростову подлетал специальный гость фестиваля — ведущий программы «Поедем, поедим!» Джон Уоррен. Что, не знаете Уоррена? Сейчас узнаете!

Наш англичанин

- Я здесь жил семь лет, потому считаю себя почётным гражданином этого города, мой сын был ростовский, моя бывшая жена здесь живёт. У меня был здесь бизнес, семь очень шикарных лет я жил в Ростове, поэтому всегда сюда возвращаюсь с удовольствием, - рассказал Джон обступившим его журналистам и «штатским» гражданам.

- Ваше любимое блюдо в русской кухне какое? - выкрикнули из толпы.

- Ой, ребята, такие вопросы. Да невозможно выбрать. Я люблю даже блинчики с икрой, я шлёпаю (на русском англичанин говорит без намёка на акцент, но иногда в речи проскакивает такое вместо, по всей видимости, лопаю или уплетаю. — Прим. авт.) с удовольствием, с удовольствием.

- А без икры?

- Ну, можно, да. Но надо аккуратно уже. Полтинник стукнул 28 сентября. Метаболизм, знаете, замедляется. А я продолжаю жрать всё подряд. Это кошмар!

- Становитесь русским человеком, - пошутили наши.

- Да? Наконец-то, - в шутку же обрадовался подданный королевы Елизаветы.

Миссия у него была насыщенная: пожать руки всем награждённым дипломами и памятными медалями ФИФА за активное участие в проведении ЧМ-2018, помочь ведущему провести конкурсы, шеф-повару — приготовить настоящую донскую окрошку, разрезать курник и раздать всё это людям, рассказать самое-самое из своих поездок по миру и вместе со всеми от всего большого сердца отпустить в чистое небо белые облачка шаров.

Донская окрошка — гвоздь программы

Её предстояло собрать полностью из сертифицированных продуктов. Все-все ингредиенты: и ветчина, и яйца, и сметана, и айран — сделаны на Дону. Ещё, правда, редис, зелень, хрен, горчица и картошка, но тоже не белорусское, а наше донское. Пока шеф-повар Роман Алёхин отправлял продукты в 30-литровый котёл, Джон, не теряя времени, всё перемешивал.

«А вы любите донскую окрошку?» - дежурно спросили у иностранца, не сомневаясь, что ответит утвердительно, ведь почти «земляк». «Я её никогда не ел, потому что не переношу кефир и укроп. Поэтому я никогда не стану русским», - признался гость. И вот готово. Когда начали раздавать миски под окрошку, малыш, стоявший около стола, тоненьким голоском напомнил: «А разогреть?»

Наталья Николаевна Костырева свою порцию получила первой.

- Как удалось?

- Я стояла рядом с ним, это мой любимый ведущий.

Ещё сквозь громкую музыку женщина сообщила, что приехала в гости из Курска. Первый раз в Ростове и первый раз на таком мероприятии. В восторге. Трофей разделила с сыном и внуком.

Котёл опустел мигом. Теперь гостю предстояло разрезать огромный курник на … 650 частей. Так велел ведущий, чтобы всем досталось. Приступая, Уоррен поведал, что по древнему обычаю англичан торт на свадьбе жених режет тупой (тыльной — подарили ему новое слово в «русский словарь» ростовчане) стороной ножа.

- Так у нас тоже так на свадьбах, - не растерялся ведущий. - Потому что торт режется в конце. И тут уж не разберёшь, где острая, где тыльная сторона. Ну хорошо, теперь на свадьбах я буду говорить, что это английская традиция.

Поели, пошутили — пора за дело.

Кто кого переест, кто кого перепьёт

Ну какой гастрономический фестиваль обойдётся без таких конкурсов? Начать решили с «перепьёт». Мужики оживились, прикидывая свои возможности, но на сцену подняться смельчаков нашлось немного. Где не пропадала русская женщина? Тройку отважных дополнили две дамы. После объявления напитка пришлось провести одну замену — ретировался габаритный дядечка. Зато Уоррен, услышав «кефир», со словами «и не такое пробовал», поинтересовался, а не найдётся ли шестая бутылочка. Он старался честно, но «пришёл» вторым. Главный приз достался аборигену. Ну и все остальные получили гостинцы, сделанные на Дону.

На конкурс «переедания» укропа (подтрунил коллегу ведущий) вызвали сладкоежек. Пять милых дам даже не подозревали, с каким заданием предстоит справиться. Набив рот арахисом в мягкой карамели от «Мишкино» им нужно было произнести любую скороговорку.

- Вы такое испытание хоть раз проходили раньше? - поинтересовалась я позже у одной из участниц.

- Я люблю конкурсы, у мужа на корпоративах всегда участвую, интересно же. Но тут, услышав условия, испугалась. Тем более, что конфеты оказались твёрдые, а зубы-то жалко, - призналась Марина Дмитриевна Синякова.

Но не только она, ни одна из её соперниц с набитым сластями ртом не смогла произнести ни звука. Победительницей признали ту, которая уничтожила больше других конфет.

Кухня «Поедем, поедим!»

Занятная передача. Но у телевизора же не уточнишь, что тебя интересует, а у живого Джона — пожалуйста!

- Самая далёкая поездка куда была у вас?

- Это Перу: 13 часов на самолёте. Но недавно вернулся с Курильских островов — восемь часов до Сахалина и потом, дай бог, чтобы нормальная погода, ещё полтора часа на самолёте до Курильска. И это всё Россия. Для англичанина непостижимо. Вся Британия от края до края — 700 км. Это даже до Ростова не доедешь из Москвы — чуть-чуть за Воронеж только, - подметил уроженец туманного Альбиона. - Посетить Перу — это была моя мечта, потому что Мачу-Пикчу (легендарный город инков) и озеро Титикака... Это надо увидеть! Национальные два блюда в Перу, хочу громко заявить — национальные, - напиток писко и морские свинки. На местном перуанском языке они называются куй. Их в Перу за год съедают 65 миллионов штук.

- Тогда возникает встречный вопрос: самое странное блюдо, которое вы пробовали за всю историю передачи и ваших многочисленных путешествий? - перевёл тему ведущий, хотя уж куда страннее.

- Их несколько. Я чуть не умер в Южной Корее, поедая сырого осьминога. Всегда хочется сказать восьминога. Он застрял у меня в горле. Хоть кусочки и маленькие, щупальца всё равно работают. Я задыхаюсь, а съёмка-то идёт. В Анадыре было дело. У чукчей овощей, фруктов нет вообще. У них свои лакомства. Они закапывают мясо моржа вместе с жиром в яму на 3-4 месяца. Когда оно всё разложилось, выкапывают. Деликатес. Морально я готовился к этому. Ладно, думаю, чё, когда я буду в Анадыре ещё раз? Но я читал буквально накануне в интернете, что нельзя — наши желудки вообще не приспособлены для таких деликатесов, и что это даже опасно. Я до сих пор помню, как это жутко воняло. А шведы — сумели же впарить туристам тухлую рыбу, которая называется сюрстрёмминг. Она разлагается прямо в банке, иногда даже деформирует её от взрыва. Это, конечно, тоже аммиак. Когда открывал банку, всё содержимое выплеснулось на меня. Но я считаю, что обязан попробовать.

Так что наш кефир — это семечки. Праздник был в разгаре. Однако Джону необходимо было срочно возвращаться в Москву. Прощаясь, он отметил:

- Отличный фестиваль! Фундамент уже строится (в смысле — заложен). - И пообещал: - Ждите меня в следующем году.

От идеи — до воплощения

- Самое главное, чтобы люди ушли отсюда с приятными впечатлениями, приятными эмоциями. Этот праздник мы готовили давно. Нашу идею проведения гастрономического фестиваля «Сделано на Дону» поддержал губернатор Василий Голубев. Здесь представлены не только предприятия-производители — самые первые участники сертификации, но и организации общественного питания. За пять лет процедуру сертификации, присваивающую знак «Сделано на Дону», прошли пятьдесят предприятий и организаций. Всё это для того, чтобы обеспечить качественными, безопасными как товарами, так и услугами не только местное население, но и наших гостей. Сфера услуг является на сегодняшний день визитной карточкой, поскольку формирует всю сферу гостеприимства, - подчеркнула директор Департамента потребительского рынка Ирина Теларова.

Уже и солнышко начинало садиться, а народ расходиться не спешил. Тем более что подоспели кабанчики. Повара едва успевали разделывать их на порции.

А я наконец-таки нашла «свою пару». Супруги Фроловы, как оказалось, приехали из Воронежа. Валентина Петровна так лихо припялсывала и подпевала артистам, что не обратить на неё внимание, было невозможно. А когда она в конце одной музыкальной композиции сунула в рот два пальца, чтобы свиснуть, я решила познакомиться обязательно. Да никак потом не могда найти их в толпе.

- Очень понравилось мероприятие. Но вот я иду и рассказываю мужу, что меня народ расстроил. После себя никто не убирает. Вот наша культура. Вам дали бесплатно покушать. Я у столов целый час стояла и заставляла каждого убирать за собой. Правда, все слушались, никто не ушёл так. Надо же учить детишек, молодёжь.

- Вы учительница?

- Уже десять лет на пенсии. А раньше да, математику преподавала.

- Видела, вы свистеть пытались...

- Я умею по-всякому. Я ж казачура, донская казачка, рыбачка. Это муж воронежский. А моё детство и юность здесь проходили. И парк этот родной. Праздник очень хороший. Особенно понравилась группа «Мистер Кинг би». Все песни моей молодости перепели, - радуется Валентина Петровна.

- Только знаете, что, - вступает Михаил Николаевич, - английский хорошо звучит. Но праздник чей? Давайте посмотрим: Семикаракорск, Тацинск, Аксай, Азов.... Донские песни должны звучать. Хотя бы «Девчонка рыжая». Здесь, правда, выступал небольшой хор возле «Казачьего куреня», так их колонки у сцены забивали.

Соглашаюсь с гостем и любопытствую:

- Оправдалась поговорка: бери жену с Дона — не понесёшь урона?

- Ещё как!

Вот тож: «Сделано на Дону» - говорит само за себя.

Людмила ВОРОБЬЁВА

Фото автора

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество
Газета: Газета Крестьянин