Приключения новозеландца в России

Фермер из далёкой страны хочет делать бизнес у нас

Получил как-то письмо по электронной почте. Думал – международный спам, которого в сети хватает, то деньги какие-то обещают, то наследство. Но остановила тема – сельское хозяйство, фермерство. Оказалось, письмо адресовано мне по конкретному поводу. Фермер из Новой Зеландии Эндрю Холдейн написал, что читал мои статьи о фермерстве в России, о проблемах в земельных отношениях. Ему они показались интересными, и он разделяет мою точку зрения, считает, что для сельской местности наиболее эффективны малые формы хозяйствования, а в животноводстве – тем более. Так началась наша переписка.

Зачем ему Russia?

Эндрю в коротких письмах, которые я читал с помощью электронного переводчика, рассказал, что много лет занимался овцеводством мясного и грубошёрстного направления. Сейчас ему 55 лет, семь или восемь лет назад он продал ферму, так как сложилась в то время удачная ценовая конъюнктура. Поэтому сейчас живёт безбедно, но понемногу занимается инвестированием в аграрный бизнес. Вот и на юге России он хочет попытаться создать овцеводческую ферму по новозеландским технологиям, с их породами овец или помесными, чтобы реализовывать мясо в торговые сети, а шерсть – на суконные предприятия. Он не собирается покупать в России землю. Ему достаточно найти хорошего партнёра (или партнёров), которым бы он поставил в лизинг животных или семя, обучил бы их новозеландской системе, за что бы взял соответствующие деньги. Система содержания овец в Новой Зеландии – это не пастьба на бескрайних диких пастбищах огромных отар, как это практикуется у нас, а выпас на разгороженных на клетки пастбищах, засеянных кормовыми травами.

По словам Эндрю, для такой системы достаточно минимум 200 гектаров земли. Но иметь дело с бывшими колхозами или новыми холдингами он не хочет, только с фермерами, то есть частниками.

Он начертил мне два круга на карте, внутри которых хотел бы развивать бизнес. Это восточная часть Краснодарского края и западная – Ставрополья, где достаточно осадков и хорошие почвы. Губа не дура, подумал я, прочитав планы Эндрю.

Рассказал о нём и его намерениях некоторым знакомым фермерам. Большинство скептически отнеслись к этой идее. Главный контраргумент – отсутствие в тех благодатных районах, которые выбрал новозеландец, свободной земли, которую можно было бы выделить под пастбища. Да и кто захочет морочить себе голову многотрудным делом, когда зерновые приносят неплохую прибыль?

Мне тоже казалось, что реакция будет примерно такой, о чём и сказал Эндрю. Но он был готов к такой информации, так как в 2016 году уже приезжал Россию, и не был понят именно по этой причине. Но попытка не пытка, как говорят в России, а Эндрю нашу страну всё-таки полюбил и решил зайти по второму кругу.

Тостуемый пьёт до дна

Он пообещал в конце мая приехать, ну, а я, со своей стороны, пообещал ему подыскать подходящие кандидатуры, хотя сразу же намекнул, что переговоры будут трудными.

– Ты вези своего новозеландца, конечно, выслушаем, но вряд ли кто-то соблазнится на его предложения, у нас вся земля поделена и распахана, пастбищ практически нет, ты же сам писал об этой проблеме, – сказал исполнительный директор Новоалександровской АККОР Валерий Подсеканов. – Но встретим как полагается – накормим, напоим, обижаться не будет.

Больший интерес к этому визиту проявил фермер Стефан Водопьянов из Петровского района. У него и земля есть, которую можно выделить под пастбища, и животноводство имеется для собственных нужд, бычки герефорды, овцы местных пород, да и сын серьёзно намерен животноводством заниматься. Хоть Петровский район и не входит в круг, очерченный Эндрю, но близко к нему, новозеландец согласился и написал, что с нетерпением ждёт встречи с мистером Водопьяновым.

И вот он приехал, вместе с переводчиком Игорем, родители которого живут в Новой Зеландии, и он сам полжизни проводит на островах, хотя и вернулся на родину предков в Вологду.

База у Водопьянова великолепная, он один из крепчайших фермеров Ставрополья. Эндрю это сразу понял. На встречу прибыло с десяток других фермеров. Достаточно было глянуть на их машины, чтобы понять – мужики справные. Но всё благосостояние их заработано земледелием, в основном на озимой пшенице. Хотели пригласить на встречу даже министра Владимира Ситникова, он дал согласие, но в последний момент отказался по уважительным причинам и прислал представителя минсельхоза.

Эндрю стал излагать свои планы. И, к моему удивлению, начал издалека, рассказывая о том, как важно наладить сбыт продукции, а только потом её производить. Тезис абсолютно верный, только вот у новозеландца ничего не налажено, он лишь начал переговоры в Москве с одной крупной торговой сетью. Словом, получился разговор о намерениях.

Мужики, у которых и так всё есть для счастливой жизни, сразу заскучали, им хотелось конкретики. А тут всё туманно, да ещё и трудности перевода добавились.

Я ёрзал на стуле, делал Эндрю знаки: мол, бери быка за рога, вернее – барана. Но Игорь сказал, что мистер Холдейн не имеет морального права учить таких самодостаточных господ.

Ему важно изложить концепцию.

Какая концепция, когда в столовой остывал шулюм и нагревались запотевшие пузыри!

Пошли обедать. Ели шулюм, пили водку, говорили тосты в честь новозеландского гостя. Эндрю мужественно осилил три рюмки и сказал добрый тост.

Потом все мы поехали смотреть поля мистера Водопьянова и его бычков с овечками. Всё бы хорошо. Но обе стороны поняли, что пока ждать результатов от переговоров не стоит.

Продолжением банкета Эндрю не соблазнился, и мы уехали в Ставрополь.

Овцевод овцевода понимает

На следующий день отправились в гости к фермеру Алексею Белоусову. Алексей Яковлевич – опытнейший овцевод, занимается овцами эдильбаевской и гиссарской пород.

Они с Эндрю сразу нашли общий язык. Белоусов согласился, что сбыт – первейшее дело. У него у самого с этим проблем практически нет. Давно сложился круг клиентов, которые забирают или живых овец, или баранину. Если же расширять поголовье, то проблему сбыта надо ставить на первый план. Перспективы у рынка баранины очень хорошие, ну, а шерсть, тем более грубая, у нас в настоящее время никому не нужна. Белоусов её просто выбрасывает.

То, что хочет Эндрю, ферму новозеландского типа, Белоусову тоже сильно не надо, но он готов в дальнейшем эту тему обсуждать и познакомить с ней других фермеров-овцеводов, которых он знает. Словом, расстались с обоюдными симпатиями, договорившись о дальнейшем общении по электронной почте. А Эндрю решил в Новоалександровск не ехать. Водки, выпитой у Водопьянова, ему хватило, а вторую попытку коллективного общения с мало заинтересованными людьми он решил не предпринимать. Результат, скорее всего, был бы отрицательный. Я тоже думаю, что разочарование было бы неизбежно. А так он полетел в Москву, вроде бы для переговоров о поставках мяса.

Менталитет – не фунт изюма

Впечатление от визита Эндрю Холдейна у меня осталось сложное. С одной стороны, было ощущение собственной вины, что не смог в полной мере оправдать надежды иностранного гостя. В принципе, нормальный мужик, трудяга, который даже жениться не успел, будучи занятым на своей ферме. По каким-то до конца не понятым мною причинам симпатизирует России и русскому менталитету, что особенно приятно в нынешней ситуа­ции, когда так называемый цивилизованный мир ест нас поедом. Но этот же русский менталитет, видимо, стал главной преградой на пути продвижения бизнеса Эндрю. Мы не просто говорим на разных языках, русском и английском, но и совершенно по-разному смотрим на большинство явлений жизни. Ну, а специфика нашего русского бизнеса – это особая загогулина для иностранцев, которую без поллитровки не осилить. А этому делу им надо тренироваться и тренироваться. Если же серьёзно, то обеим сторонам нужно глубже вникать в психологию, традиции, привычки друг друга, то есть изучать этот самый менталитет, понять который не фунт изюма скушать.

Крупный бизнес, смотрю, легче находит взаимопонимание. Там есть специалисты, которые эти вопросы умеют разруливать. Малому бизнесу таким вещам учиться и учиться. В этом плане поездка Эндрю, думаю, весьма полезна. Он тоже так считает, несмотря на определённое разочарование, и собирается продолжать своё постижение России. Удачи ему. 

Сергей ИВАЩЕНКО
Ставропольский край
Фото автора

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйство
Газета: Газета Крестьянин