Театр против епархии: битва продолжается

Передачу здания Ростовского театра кукол церкви оспорят в суде

Напомним: пять лет назад министерство имущества Ростовской области внесло здание театра в список объектов, которые должны быть переданы РПЦ. После этого скандалы вокруг многострадального театра не утихают. Ростовчане подписывают петиции против выселения театра, а представители епархии настаивают на своём праве разместить в спорном здании офисы. 

На днях комиссия по вопросам, возникающим при рассмотрении заявлений религиозных организаций о передаче имущества религиозного назначения, рассмотрела новые документы, найденные в архиве членом ростовского регионального отделения Общества охраны памятников (ВООПИиК) Оксаной Мордовиной. 

По словам председателя ростовского отделения ВООПИиК Александра Кожина, в письме на имя председателя комиссии замгубернатора Сергея Бондарева, которое Мордовина представила на заседании, подчёркиваются два момента. Во-первых, Благовещенская церковь, на фундаменте которой построен Театр кукол, была построена на средства греческой общины и располагалась на её землях, что лишний раз подтвердило письмо из архива. (Хотя епархия, в свою очередь, представила документы о том, что храм территориально и канонически относился к Екатеринославской епархии.) Во-вторых, «на плане, который был приложен к этому же архивному делу, мы видим, что (...) “Греческая церковь” – небольшое помещение прямоугольной формы, остатки центрального зала церкви. И это всё было застроено в те же годы новым зданием – это здание мы видим и сейчас», – написала Мордовина на своей странице в фейсбуке.

– Меня удивляет, что люди, принимающие такие серьёзные решения, не очень хорошо знакомы с текстом закона о передаче церкви имущества религиозного назначения, – говорит Александр Кожин. – Одно дело, если в церковном здании устроили склад, обезобразили его – в этом случае церковь имеет право на его возврат. Но здесь никакого здания давно нет.

Перед заседанием комиссии я ещё раз обошёл здание театра: всюду кирпичная кладка шестидесятых годов... Кажется, внутри осталась от церкви одна колонна.

Однако члены комиссии проголосовали за то, чтобы оставить в силе решение минимущества о передаче здания театра епархии. Против голосовал только сам Кожин, ещё один человек воздержался. При этом ВООПИиКу посоветовали заниматься свим делом – охраной памятников, в список которых Театр кукол не входит. 

– Пока не входит, – уточняет Кожин. – Но мы как раз готовим соответствующие документы.

Театру уже неоднократно предлагали разные решения жилищной проблемы – одно другого оригинальней. Например, переехать в полуразрушенный солдатский клуб – бывшую мечеть, находящуюся на территории действующей военной части. Или выстроить новое здание на окраине города – в Левенцовке. Сейчас пообещали построить новое здание о трёх залах на Театральном спуске, на месте прошлогоднего пожара – вариант, пока не подкреплённый ни документами, ни деньгами.

Теперь защитники Театра кукол намерены обратиться в суд с требованием об отмене распоряжения минимущества РО от 30.10.2013 г. о передаче здания в собственность епархии.

Истцом выступит Оксана Мордовина, стороной по делу – ВООПИиК, профсоюз театра, а также фракция «Справедливая Россия» Законодательного собрания Ростовской области.

Глава ростовских справедливороссов депутат ЗС РО Сергей Косинов – давний и деятельный защитник театра. Два года назад он уже обращался по этому поводу к прокурору области и получил официальный ответ, что решение о передаче здания театра нарушили права ростовских детей. Дело в том, что по закону «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» для «реконструкции, модернизации, изменения назначения или ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей» необходимо положительное решение комиссии по оценке последствий такого решения. Но решение было принято тихо и без лишних комиссий. 

– У нас есть документы, которые доказывают, что было принято не совсем верное решение о передаче здания театра, – говорит Сергей Косинов. – Сейчас наши юристы готовят текст судебного иска. И у меня есть глубокое ощущение, что победа будет за нами. Тем более что прошло уже почти пять лет со дня подписания распоряжения, но за это время так ничего и не сделано.

Срок возможной передачи здания церкви истекает в ноябре 2019 года. Если за это время театр не получит достойное здание, он останется на месте и вопрос будет закрыт. Но не выйдет ли так, что накануне времени “Ч” театру срочно-обморочно предложат ещё какое-нибудь сомнительное или просто невыполнимое решение – и сочтут вопрос решённым?

– Не думаю, – отвечает Александр Кожин. – Это очень большие деньги. И выделять их неизвестно на что никто не будет. Раз проблему оказалось невозможно решить за шесть лет, так может, и не нужно её решать?

Анна КОЛОБОВА 

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество
Газета: Газета Крестьянин