Старый трактор глубоко не вспашет
Темпы обновления парка сельхозтехники в России замедляются несмотря на субсидии
Новый трактор или комбайн остаются редкостью на российских полях. Средний возраст тракторов, используемых в сельскохозяйственном производстве, уже превысил совершеннолетие – 18 лет, зерно– и кормоуборочные комбайны эксплуатируют в основном по 16-17 лет.
Проблему недостаточного технического вооружения обсуждали в феврале на Всероссийском совещании агроинженерных служб в Москве и на заседании президиума Госсовета РФ в Ростове-на-Дону. В настоящее время предлагается следующее: добавить средства на финансирование так называемой госпрограммы № 1432 и запретить субсидии при покупке иностранной техники.
О том, что финансирование госпрограммы № 1432 непременно должно оставаться хотя бы на уровне прошлого года, заявил первый замминистра сельского хозяйства Джамбулат Хатуов. В 2018 году в бюджете заложено 10 млрд рублей на субсидирование производства сельхозтехники. Согласно условиям программы, производители в дальнейшем предоставляют аграриям скидку в размере 15-20%. В прошлом году объём финансирования программы изначально составлял 13,7 млрд рублей, деньги кончились уже к лету, а в декабре правительство добавило ещё два миллиарда рублей на поддержку технического вооружения.
– Мы точно знаем, что в этом году будет 15 млрд руб., это зависит от возможностей доходной части федерального бюджета, но что это будет – никто не имеет права сомневаться, – заверил Хатуов.
В настоящее время программа № 1432 не предусматривает преференций отечественным производителям. Председатель совета директоров компании «Ростсельмаш» Константин Бабкин во время визита на предприятие Владимира Путина пожаловался, что российские машиностроители теряют 19% выручки из-за того, что во многих регионах аграрии получают субсидии на покупку иностранной сельхозтехники. В ответ президент поручил Минэкономразвития и Минпромторгу проработать возможность запрета субсидирования покупки техники зарубежного производства. Какой именно техники коснётся этот запрет, пока неясно. Возможно, он будет носить формальный характер, так как большинство зарубежных производителей, получающих субсидии по программе № 1432, локализовали производство в России и теперь имеют все основания считать себя отечественными.
Впрочем, ни первая, ни вторая меры кардинально не изменят ситуацию с технической вооружённостью сельхозпредприятий. Энергетические мощности в предприятиях АПК непрерывно снижаются начиная с 1995 года и сократились уже в 2,5 раза. Согласно данным Росстата, начиная с 2012 года, когда была принята программа №1432, тенденция не переменилась, количество тракторов, комбайнов, сеялок, культиваторов в наличии у аграриев сокращается.
В текущем году энергообеспеченность сельхозорганизаций оценивается в 149,4 л. с. на
100 га, тогда как в 2016 году она составляла 200 л. с. на 100 га.
Существенное сокращение более чем в 50 л. с. на 100 га отмечено в 2017 году – в этот же год была принята программа льготного кредитования аграриев под 5%. Поскольку механизм новой программы не был до конца проработан, аграриям приходилось несколько месяцев ждать решения о предоставлении кредита, и многие получали отказ. По оценкам сельхозпроизводителей, именно проволочки с оформлением кредита стали главным препятствием для приобретения новой техники.
– Мою заявку полгода рассматривали, не говорили ни да ни нет, – делился впечатлением о новой программе кредитования фермер Николай Юзефов. – Хорошо, что директор Claas вошёл в положение и дал нам два комбайна, не дожидаясь ответа банка. Если бы не это, сорвали бы нам уборку.
Но далеко не все сельхозпроизводители могут похвастать такими отношениями с производителями техники. Как признал директор департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Минсельхоза РФ Пётр Чекмарёв, именно нехватка сельхозмашин стала причиной коллапса на рынке подсолнечника: сельхозпроизводители не успели убрать весь урожай с полей, и переработчики столкнулись с дефицитом сырья, который оценивается в 1,4 млн т. Всё это – прямые убытки производителей подсолнечника и масла.
По прогнозам чиновников, в 2018 году программа № 1432 позволит приобрести 17,8 тысячи сельхозмашин. Между тем, чтобы достичь оптимального уровня энергообеспеченности, аграриям необходимо каждый год покупать одних только тракторов 56 тысяч штук. По данным Росстата, начиная с 2013 года в стране приобретается чуть больше семи тысяч тракторов в год. Аналогичная ситуация и с комбайнами: необходимо приобретать 16 тысяч штук в год, а по факту приобретают чуть более трёх тысяч машин.
Недоступность кредитов и слабая финансовая база – вот главное препятствие на пути к обновлению парка сельхозтехники. В связи с этим в 2017 году вырос спрос на технику б/у по сравнению с 2016 годом. По данным аналитической службы «Avito Авто», в минувшем году сельскохозяйственная техника оказалась самой востребованной у покупателей и продавцов. Вероятно, из-за высокой интенсивности использования, несмотря на высокий спрос, сельхозтехника остаётся одной из самых дешёвых категорий на рынке грузовиков и спецтехники – средняя цена 53 700 рублей, что на 26,4% дешевле, чем в 2016 году.
Как говорят в народе, старый конь борозды не испортит. Возможно, именно так рассуждают покупатели техники б/у. Однако у этой поговорки есть продолжение: «...но и глубоко не вспашет». Об этом не мешало бы напомнить представителям правительства, разрабатывающим и принимающим программы поддержки сельского хозяйства. Чтобы перед тем как ставить задачу достичь новых рекордов в производстве полевых культур, подумали, как облегчить аграриям сбор и реализацию всего выращенного.
Инга СЫСОЕВА