Фотография
Она напоминаниет о трудных, беспокойных и незабываемых днях моей жизни
Приближается скорбная дата в жизни газеты и донского фермерства – день памяти основателя газеты и активного проповедника нового экономического уклада на селе Владимира Кузьмича Фомина. В связи с этим хочу поделиться на страницах газеты своими воспоминаниями о нём во время тех непродолжительных встреч, которые случались на протяжении двух десятков лет бурного периода в жизни страны конца прошлого и начала нынешнего столетий.
С Фоминым я впервые встретился в сентябре 1991 года в земельном комитете Зерноградского района. Он тогда много перемещался по территориям Ростовской области и прилегающих к ней краёв в поисках актуального материала для своей молодой, только что созданной газеты.
Уже, наверное, наслышанный о моём нашумевшем уходе в фермеры (преподаватель вуза, кандидат наук, партийный работник), он задал мне вопрос, почему я оставил нажитое и подался в неизведанное. «Свобода дороже», – ответил я популярной в то время среди кандидатов в вольные землепашцы фразой. Фомин что-то пометил в своём блокноте, на том мы и расстались. В коридоре меня поджидали студенты-практиканты Новочеркасского гидромелиоративного техникума с целью уточнения размеров и координат предоставленного мне земельного надела, и работница земкома Нина Фроловна торопила нас к отъезду.
Более тесные наши контакты произошли после того, как я, возмущённый действиями глав Зерноградского и Целинского («Заказуха», «Крестьянин» № 44 за 2003 г.) районов, подготовил в газету статью «Два главы и исповедь на фермерскую тему». В сопроводительном письме на имя редактора я написал: «Считаю, что косность руководителей разных мастей и рангов в отношении фермерства стала едва ли не массовым явлением, и молчать по этому поводу уже невозможно».
Кузьмич решил изменить заголовок на «Лбом о стену», придав ему гротесковый смысл и снабдив публикацию рубрикой «Письмо недели». Текст же оставил в оригинале. В таком виде статья и была опубликована в пятом номере «Крестьянина» за 2004 год.
Следующая наша важная и продолжительная встреча состоялась в самом конце этого же года. И «виновницей» её стала общественно-политическая газета «Молот», поместившая в ту осень на своих страницах, словно по заказу, целый ряд статей-нападок на фермерство. Особенно усердствовал в этом плане спецкор А. Калашников. Он опубликовал в номере от 12 октября статью «Аналитик Дзюба», в которой руководитель коллективного хозяйства из Зерноградского района пытается на основе аналитических рассуждений дать оценку работы фермеров «с точки зрения здравого смысла или государственного интереса».
«Страну маломощные хозяйства не накормят, созданы они больше для экзотики», – утверждал тот же Калашников в статье «Качество целинской пшеницы», опубликованной в
№ 118-119 за 2004 год.
А небольшие фермерские хозяйства – это не иначе как «хозяйства-карлики», которые «плодились, как червивые грибы после тёплого дождя» (Г. Жбанникова, «И колхозом жить можно!», «Молот» № 122-123, 2004 г.). Я, постоянный читатель «Молота» ещё с партийных времён и старавшийся не пропускать ни одной публикации на сельскохозяйственные темы, был очень расстроен такой позицией газеты.
Похоже, далеко, – подумалось мне, – зашли в своих пристрастиях молотовцы, потеряв, однако, по дороге некоторую толику объективности.
И поделился своими впечатлениями с Фоминым. Владимир Кузьмич живо откликнулся и вскоре приехал на наш так и оставшийся безымянным хутор в зерноградской степи. В общении с ним незаметно пролетел целый день. Он о многом расспрашивал, многое рассказывал, сделал немало фотоснимков. Результатом этой поездки явилась большая статья «Ответ аналитикам», опубликованная в 49-м номере «Крестьянина» за 2004 год.
На следующий год по приглашению Владимира Кузьмича мы с супругой побывали в его редакционном кабинете, располагавшемся тогда в Ростове на Будённовском, 80. Здесь он подарил нам отснятую во время пребывания на нашем хуторе цветную фотографию, где мы стоим на фоне зеленеющего озимого поля. Фото он с любовью оформил, завёл его в стеклянную и окантованную по периметру лентой золотистого цвета рамку с подставкой.
То самое фото супругов Ковалевских
Её-то мы и разместили на видном месте в нашем доме.
…Глубокой январской ночью 2014 года в нашей супружеской спальне раздался треск и звон разбитого стекла. Тут же проснувшись и пытаясь сообразить, что могло произойти, я через некоторое время встал с постели и включил свет. На полу лежала простоявшая несколько лет на открытой верхней полке мебельного гарнитура и ссунувшаяся с неё по каким-то причинам подаренная фотография. Стекло разбилось вдребезги, рамка раскололась в одном из углов, но сам снимок, если не считать небольшого надрыва, остался целым...
Мы в полном молчании и смятении чувств решили отложить уборку до утра. Голову наполняли всякие, в основном нехорошие мысли, самой назойливой из которых была: к чему это?
Спустя несколько дней из сообщений областных СМИ мы узнали, что Владимир Кузьмич ушёл из жизни. С чувством глубокой скорби отгоревали мы по нему. И с тех пор каждый год в конце января вспоминаем его, бесстрашного журналиста, бесконечно преданного своей профессии и фермерскому движению человека, которого по праву можно считать мэтром донской журналистики.
А упавшая и восстановленная мною фотография по-прежнему стоит на полке, но за надёжно предохраняющей её от повторного падения стеклянной дверцей шкафа в моей теперь уже вдовецкой спальне. Стоит как напоминание о трудных, беспокойных и незабываемых днях моей жизни.
Виктор Калинович КОВАЛЕВСКИЙ, пенсионер, глава крестьянского хозяйства
в 1991-2014 гг.,
ветеран труда Ростовской области
г. Зерноград, Ростовская обл.