Зачистки продолжаются
В 2018 году налоговая начнёт проверять производителей сельхозпродукции в рамках хартии
С октября 2017 года налоговая объявила о масштабных проверках перерабатывающих компаний. А в 2018 году под особым контролем окажутся и сами производители сельхозкультур. Участники рынка называют принятие Хартии в сфере оборота сельхозпродукции «нужной и правильной мерой», но не исключают парализацию продаж и волну банкротств.
Дело не только в ценах
Принципы работы в новых условиях и пути оптимизации бизнеса обсудили на южно-российской конференции «Современная торговля зерном и масличными: налоговые и правовые вопросы». Мероприятие организовали аналитический центр «СовЭкон», консалтинговая группа JBI и IT-компания SmartSeeds в Ростове-на-Дону.
По оценке директора «СовЭкон» Андрея Сизова, ситуация на аграрном рынке подталкивает всех его участников к поиску новых, более оптимальных моделей бизнеса. Этому способствует не только рекордный урожай зерна в России, но и конъюнктура мирового рынка.
– Предпосылок для серьёзного роста цен на зерно нет: огромные запасы в России и в мире. Это касается пшеницы и кукурузы. По ячменю виды получше, возможен небольшой рост.
Но те, кто рассчитывает продать зерно после Нового года, могут так и не дождаться лучшей цены. Напомню: в прошлом сезоне пик цен на зерно был не в первом квартале, как обычно, а в конце года, в декабре 2016-го. Чуть лучше ситуация по подсолнечнику: цена на мировом рынке растёт и, я думаю, это продолжится до отметки 350 долларов за тонну. Но рост не будет линейным, и вряд ли тенденция сохранится до нового урожая, – рассказал Андрей Сизов.
– Дело не только в низких ценах, – считает основатель SmartSeeds Кирилл Подольский. – А в том, что по сравнению с другими отраслями АПК стоит на нижней ступени развития, за 20 лет не применили никаких инноваций, автоматизация на нуле. Из-за этого отрасль неэффективна.
Кирилл Подольский в прошлом владелец крупной зерновой компании, о себе заявляет так: «Я стоял у истоков российского экспорта». По его мнению, причина всех бед в сельском хозяйстве – чёрный рынок, это много лет не давало производителям развиваться.
– Какая может быть автоматизация или инновация, если основная задача бизнеса была в том, чтобы пока зерновоз едет на элеватор, четыре раза поменять товарно-транспортные накладные?
С принятием хартии страна стала двигаться в правильном направлении, считает Подольский. Закупки зерна стали прозрачными, а для более эффективной логистики бизнесу предлагается новый сервис по перевозке зерна SmartSeeds.
«Крестьянин» ранее сообщал, что компания SmartSeeds планирует в ближайшее время запустить систему электронных очередей на элеваторы. Интернет-площадка по перевозкам сельхозпродукции уже работает. По словам Кирилла Подольского, она полностью автоматизирована, позволяет сельхозпроизводителям находить лучшую цену, отслеживать передвижение транспорта. А главное – SmartSeeds несёт ответственность за сохранность груза, страхует его на случай аварии. Система защищает и водителей: автоматически считает оплату простоев и даже возможных штрафов. Документооборот также автоматизирован.
Прозрачность документооборота оценили работники управления ФНС по Ростовской области: они заявили, что будут пользоваться этим сервисом, чтобы отслеживать реальность поставок зерна.
А был ли зерновоз?
Доказательство реальности поставки зерна – важный вопрос для всех участников рынка. Недавно наша газета сообщала о судебном споре между компанией «Юг Руси» и налоговой службой. Холдингу отказали в возмещении НДС на общую сумму свыше 200 млн рублей. Одной из причин отказа стало то, что компания не смогла доказать реальность перевозок зерна.
Почему так происходит? Многие перевозчики зерна предпочитают работать «в чёрную», привлекая к работе водителей грузовиков как физические лица. То есть за этих работников государство не получает страховые взносы, НДФЛ. Водителей, которые работают на таких условиях, могут привлечь по ст. 171 УК РФ («Незаконное предпринимательство»). Поэтому они не расписываются в документах, и когда дело доходит до разбирательств, была ли перевозка зерна, предпочитают говорить, что ничего не знают.
Трейдеры не всегда могут заранее оценить надёжность транспортной компании и иногда становятся заложниками ситуации, несут потери.
– Фотографируйте машины с номерами, с водителями на терминалах, – советуют работники налоговой. – Выбирайте компании, которые работают без НДС, изучайте деловую репутацию, смотрите, есть ли у них свой транспорт, кого они нанимают...
По словам заместителя руководителя УФНС по Ростовской области Ирины Александровой, служба планирует заняться контролем рынка перевозок (грузовых и пассажирских). Но в ближайшем будущем на первом плане вопрос о расширении контроля в рамках хартии за деятельностью производителей сельхозпродукции.
Продал больше, чем вырастил
Главная причина, по которой налоговая усилит контроль за деятельностью аграриев, –
опасение, что площадки по отмыванию НДС могут маскироваться под производителей.
– С 1 июля с принятием хартии мы все начали жить по-новому. Хорошо, что в нашем регионе обошлось без силовых методов, все быстро перестроились, раньше было до 90% рисковых операций, сейчас около 9%, и то риски неоднозначные, – рассказала Ирина Александрова. – Сельхозпроизводителей в 2017 году мы не трогали. Но мы понимаем, что каждый из них имеет определённые объёмы земли и не может вырастить больше, чем ему позволяет его площадь. Соответственно, он ограничен в объёмах реализации. С 2018 года начинаем внимательно смотреть и документы сельхозтоваропроизводителей.
Представители трейдинговых компаний подтвердили, что уже сегодня многие предприятия, которые позиционируют себя как сельхозпроизводители, продают объёмы зерна, явно превышающие возможные сборы с указанных в их пользовании площадей. Они опасаются, что это может быть сигналом для дополнительной проверки со стороны налоговой.
Как объяснила Ирина Александрова, специально кошмарить бизнес и выискивать нарушения там, где их нет, никто не собирается: «Жизнь гораздо богаче, ситуации могут быть разными, всё в инструкциях не пропишешь». Поводом для проверки становится, прежде всего, разрыв в АСК НДС-2 (то есть если по цепочке прохождения товара кто-то не заплатил НДС).
В остальных случаях претензий быть не должно. Например, есть семеноводческие компании, которые в качестве платы за семена получают от клиентов часть выращенного урожая и потом реализуют его. Это не запрещено законами.
– Перед продажей на каждую партию зерна оформляется карантинный сертификат и декларация о соответствии. Проверяйте эти документы – там должен быть указан производитель.
В случае проблем сертифицирующий орган также несёт ответственность, – посоветовали трейдерам юристы JBI.
Сколько платить агенту?
Вопрос, на который представители налоговой так и не смогли дать ответ – о форме агентского договора и размерах вознаграждения. Напомним, суть хартии заключается в том, чтобы рекомендовать экспортёрам, трейдерам покупать сельхозпродукцию у производителей напрямую или по агентским договорам, где полностью просматривается происхождение и путь зерна.
Однако участники рынка заявляют о том, что эта схема неэффективна.
– Перезагрузка была нужна, и она случилась, – считает руководитель комитета по АПК «ОПОРА России» Михаил Марышев. – Это как ушат холодной воды, и это правильно. Те, кто работал в теневом сегменте рынка, ушли, но сейчас может возникнуть череда финансовых проблем и банкротств и у других участников. Я думаю, надо отличать санацию и обеление рынка от полной его парализации. Рынок должен оставаться эластичным: должны быть фирмы на УСН и ОСН.
По словам участников конференции, бизнес пошёл по пути наименьшего сопротивления, появились «дробленцы» на УСН. Другим участникам рынка удобнее с ними работать, но для самих дробленцев это может быть чревато разбирательством в рамках УК РФ.
В целом на зерновом рынке царит атмосфера взаимного недоверия и страха: все пытаются себя обезопасить и никто не знает, как сделать это правильно.
– Я видел агентские договоры на трёх листах и на 18, в моём понимании договор, который больше, чем на пяти листах, изначально мошеннический, так как прочитать его даже квалифицированному юристу трудно, – говорит Михаил Марышев.
По мнению представителя общественной организации, нужна единая форма договора и необходимо установить рекомендованный процент вознаграждения, чтобы агенты понимали, какую сумму они могут заработать. Это предложение поддержала директор транспортной компании, она заявила, что несёт убытки, так как заказчики не готовы платить агенту больше 10 копеек с тонны.
– Нельзя установить единую форму документа, потому что у всех фирм разные методы работы. Реальность жизни такова, что кто-то за день нашёл нужную партию, а кому-то на эту же работу требуется неделя, соответственно, и вознаграждение за работу должно быть разное, – высказала своё мнение управляющий партнёр JBI Group, налоговый консультант Ольга Проскурина.
Это мнение поддержала Ирина Александрова и добавила, что работники налоговой готовы давать индивидуальные рекомендации в каждом отдельном случае. Также она рассказала, что налоговая разрабатывает критерии, какой элеватор можно считать безрисковым (требования к документам, активам, объёмам хранения) – это облегчит участникам рынка проверку партнёров.
– Я считаю, что на рынке наведён хороший порядок. Когда мутная вода, хорошо рыбу ловить, а сейчас всё прозрачно, – высказалась Ольга Проскурина.
– В том, что прежняя система существовала, виноваты мы все, но теперь придётся перебороть ситуацию и следовать новым правилам, как бы обидно это ни было, – подытожил Кирилл Подольский.
Инга СЫСОЕВА