Земельная реформа остаётся «злобой дня»
Парламент создаёт рабочую группу, которая займётся рассмотрением этих проблем
Суровым декабрьским днём актовый зал Минсельхоза РФ заполнили гости «от сохи»: фермеры, специалисты, руководители хозяйств, главы поселений, районов. А с ними – работники федеральных министерств и ведомств, учёные, сенаторы, депутаты Госдумы.
Собрались на конференцию «Актуальные проблемы земельных отношений», организованную Минсельхозом, АККОР и партией «Единая Россия». По настоянию крестьянства, уставшего от противоречивости, неопределённости этих самых отношений.
Открывая заседание, заместитель министра сельского хозяйства Иван Лебедев отметил их важную роль в сохранении аграрного сектора как «драйвера российской экономики».
Плакаты, коими были украшены стены зала, наглядно демонстрировали эту роль: «Собран рекордный урожай зерна», «Экспорт продукции АПК вырос на 5,5 процента», «Россия заняла первое место в мире по урожаю сахарной свёклы».
– Агропромышленный комплекс – одна из немногих отраслей, которая идёт с плюсом, – пояснил И. Лебедев. – Совершенствуется механизм кредитования АПК, регионы сами определяют точки роста.
Но «точки» нащупываются с трудом. И земля в небрежении, всё не обретёт полновластного хозяина. Что признал Михаил Пилавов, директор департамента земельной политики, имущественных отношений и госсобственности, Минсельхоза РФ.
На Дону, Ставрополье, Кубани, в ряде районов Поволжья она почти вся в обороте. В Бурятии, Калужской, Костромской, Новгородской, многих других областях пустует до 40% площадей. Большей частью – паи, хозяева или наследники которых в Москве, Челябинске, Магадане, других городах и весях. Местные органы власти пытаются их найти, чтобы совместно решить судьбу наделов. И это зачастую удаётся. В ряде районов Смоленской области практически не осталось заброшенных долей. В Саратовской из 192 тысяч не востребованы лишь 18 тысяч.
А в целом по стране пустует 39 миллионов гектаров. Только в Центральном федеральном округе – восемь миллионов. Что же мешает ими распорядиться? Правовая неопределённость, отсутствие точного учёта долей. М. Пилавов представил собравшимся ряд законодательных инициатив Минсельхоза. Они, в частности, предусматривают упорядочение прав наследования, мониторинг, инвентаризацию, паспортизацию земель, административную ответственность за их ненадлежащее использование.
Земельные отношения регулируют свыше десяти федеральных законов. Почему же до сих пор остаются в них очевидные, опасные пробелы? Кто и по какой причине мешает их устранению?
Ответил один из авторов, подвижников аграрных преобразований.
А получилось как всегда…
Свыше четверти века назад автор этих строк и Виктор Хлыстун, председатель Госкомитета РСФСР по земельной реформе, проводили на ВДНХ пресс-конференцию на эту модную тогда тему. Интерес к ней был огромный. Пришли даже потомки частных землевладельцев. Спрашивали: «Можем ли вернуть поместья своих родственников?»
– Реформа предоставит самые широкие возможности, – уверенно отвечал В. Хлыстун.
И вот на трибуне конференции седовласый профессор университета по землеустройству, экс-министр сельского хозяйства РФ задаёт себе и сидящим в зале риторический вопрос:
«Можем ли считать, что мы теперь в более совершенной системе земельных отношений?» И сам же ответил: «К сожалению, нет».
В идеале, продолжил он, каждый пользователь имеет чёткие границы своего участка, работают институты, позволяющие свободно ориентироваться в условиях рыночной экономики.
До этого, увы, далеко. Отметив усилия, которые предпринимает Минсельхоз в наведении порядка, признал их всё же малоуспешными.
Как управлять земельными ресурсами, обеспечивать их справедливый оборот, защиту эффективных собственников? Каковы, наконец, приоритеты государства в этих вопросах? Нет документа, который бы на это чётко отвечал. Не разграничены земли частные, федеральные, субъектов, поселений, нет межевых знаков. Отсюда всевозможные коллизии.
Муниципальные власти решают судьбу того или иного участка, а потом оказывается, что не имели на это права.
В советское время, напомнил В. Хлыстун, был единственный документ: «Земельная шнуровая книга». В ней – площади, их качественные характеристики. Всё изменилось с переходом на кадастр объектов недвижимости, где такие показатели отсутствуют. Иными словами, нет ответа на большинство актуальных для пользователя, вопросов. Нужно, соглашались выступавшие, воссоздать государственный кадастр сельскохозяйственных земель.
Нет сегодня и единого органа управления этими ресурсами. Как прежний Госкомзем, обладавший широкими полномочиями, ответственностью за использование сельхозугодий. На одном из совещаний, поделился с аудиторией В. Хлыстун, спросил он руководителей Минсельхоза, Минэкономразвития, Росреестра, кто из них готов взять на себя ответственность за состояние, эксплуатацию земель? Все трое дружно замахали руками: «Нет! Нет!»
Понятно, рыночная экономика усложняет эти вопросы. Землеустройством в районе ведали прежде от трёх до пяти человек. А сегодня там более пятидесяти чиновников, прямо или косвенно имеющих к этому отношение. Можно себе представить, сколько же их по стране. Но дело даже не в количестве, а в качестве работы. Эти люди отсылают просителя от одного кабинета к другому. В итоге решить практический вопрос почти невозможно. Словом, надо воссоздать единую государственную систему управления земельными ресурсами, со всей полнотой власти, ответственности за порученное дело.
В России, кроме многих миллионов гектаров пустующих площадей, ежегодно на 20 тысяч километров увеличивается длина оврагов. А каждый их метр – огромные потери для экономики. Значит, нужно торопиться с наведением порядка, чтобы не потерять ещё больше. Обустроить угодья, территории может лишь хозяин, облечённый соответствующими правами, полномочиями, уверенный в благополучном будущем своего предприятия.
Однако вряд ли теперешнюю неопределённость земельных отношений можно считать просто недосмотром, упущением властей. Она открывает чиновникам безграничные возможности манипулировать, в том числе, распределением долей. Много площадей – кое-где от 50 до 70 процентов, – сознательно не зарегистрированы, не поставлены на кадастровый учёт. А если участок не на учёте, можно ли его законно сдать в аренду? Нет. Но эти площади, так или иначе, используются. Значит, возникают серые схемы.
Не случайно по количеству финансовых преступлений, совершаемых чиновниками, на первом месте – злоупотребления с землёй. Она работает, а местный, федеральный бюджеты ничего с этого не имеют. Ежегодно по такой причине казна недополучает до 500 миллиардов рублей налогов.
Кто же открыл эту лазейку?
Некие умники в Минэконом-развития, полагает В. Хлыстун. Предложили отказаться от обязательности кадастрового учёта, провозгласили принцип заявительный. Многим это выгодно.
Николай Николаев, председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, признал: местные власти не могут контролировать состояние, оборот земель. Не хватает полномочий. Муниципалитетам, в частности, – для того, чтобы взимать штрафы за ненадлежащее, нецелевое использование. Госдума подготовила закон, призванный устранить этот пробел.
Земля сегодня, напомнил Н. Николаев, объект агрессии со стороны многих участников рынка. Их интересы зачастую пересекаются, создают угрозу целости полей и угодий. Привёл для примера закон, получивший название «лесная амнистия». По одному из реестров земли значились в нём как сельскохозяйственные, по-другому – лесные. Иными словами, чиновник волен менять их принадлежность, как пожелает. К счастью, нелепость в ходе работы над проектом удалось устранить.
Осторожно: сервитут!
Между тем, в недрах федеральных ведомств вынашивается законопроект о так называемом публичном сервитуте. Весьма загадочное название маскирует простые, банальные коммерческие цели: предоставить компаниям, в том числе энергетикам, нефтяникам, право прокладывать свои коммуникации без согласования с хозяевами. При этом площади под трубопроводами, электросетями и прочим остаются в ведении поселений, с вытекающими финансовыми обязательствами. Но кто возьмёт в аренду покос или пашню под ЛЭП напряжением в 350 киловольт?
Закон о публичном сервитуте, если будет принят, обезличит главный источник наших богатств. Исчезнет понятие «земли сельскохозяйственного назначения». По мнению выступавших, они могут быть собственностью только физических лиц, хозяйств, а не организаций. Тем не менее идёт скупка долей теми, кто не связан с агробизнесом. Под разными предлогами их переводят в другие категории, используют под строительство коттеджей, торговых, развлекательных центров. Яркий пример – Московская область, где не прекращаются судебные споры владельцев долей с коммерсантами. Проигрывают в них, как правило, крестьяне. Чиновники создают административные барьеры, которые ставят под угрозу, в первую очередь, работу КФХ, других малых предприятий.
Собрались депутаты, учёные, чиновники и фермеры
Разные при этом возникают коллизии, делились наблюдениями, опытом выступавшие. Некоторые фермеры Крыма, например, возвели на своих участках жилые дома. По украинским законам это разрешается. Но вот республика вошла в состав России, где такое не положено. И начались недоразумения, разбирательства. Значит, нужно дать здешним хозяйствам время спокойно войти в новое для них правовое поле. А возможность разместить на своём участке жилой дом, хозяйственные постройки предоставить повсеместно.
Александр Шипулин, заместитель руководителя АККОР Краснодарского края, поведал, что на Кубани тоже идёт жесточайшая «зачистка» мелких землевладений. Фермерам чинят препятствия в продлении договоров аренды. Нередки случаи, когда пытаются расторгнуть их досрочно.
Развитию крестьянского хозяйства мешает и беспрецедентный рост латифундий. Их в мире всего 35. Причём десять – в России. То есть чуть ли не каждая третья. Конечно, крупные землевладения имеют свои плюсы. Привлекают инвестиции, успешнее осваивают новые технологии. Много тут и минусов, которые проявляются не сразу.
Латифундиста мало занимают состояние, проблемы сельских территорий, демография, инфраструктура, быт. Лишь только прибыль. Между тем крестьянские подворья – основа деревенского уклада жизни, хранители трудовых, национальных традиций. Латифундистам до этого дела нет.
В Западной Европе им поставили жёсткие барьеры. Земли сверх определённых пределов облагаются налогом, по сути, исключающим получение прибыли. За короткое время количество латифундий тут резко сократилось. Остались они в Австралии, где в основном животноводство пастбищное, требующее обширных кормовых угодий. А также в Южной Америке, Африке, со схожими условиями сельхозпроизводства.
Но нашим властям гораздо легче иметь дело с несколькими олигархами, чем с сотнями тысяч хозяев. За истекшие четверть века, отмечали выступавшие, периодически менялось и отношение к ним. Годы девяностые, так называемый «силаевский» период: фермер накормит Россию. Начало 2000-х: фермерство – архаичная, отсталая система хозяйства. С 2005 года снова поднимается на щит. Провозглашая равное к ним отношение, государство забывает о равном наделении ресурсами, субсидиями. Большую часть средств получают агрофирмы, комплексы.
Этому, в частности, посвятил свою краткую эмоциональную речь президент Ростовской АККОР Александр Родин. «Найдите крупное хозяйство, где бы двенадцать человек обрабатывали полторы тысячи гектаров пашни». У фермеров это получается. Президент Владимир Путин, напомнил А. Родин, призвал сделать серьёзный шаг в развитии сельского хозяйства. Принята Стратегия экономической безопасности России до 2030 года. В ней отмечена необходимость развития территорий. А что на деле?
В разы сократилось количество подсобных хозяйств. Соответственно – жителей села. Всё чаще слышим суждения о том, что с помощью беспилотников, тракторов и комбайнов на «автомате» будем обрабатывать поля, собирать урожай. А хозяева – сидеть в Москве и подсчитывать прибыли.
Мы по праву гордимся ростом производства зерна. Но Соединённые Штаты собирают его до пятисот миллионов тонн, а продают на экспорт меньше нашего. Перерабатывают, в том числе на этанол, используют у себя. Своих фермеров обеспечивают субсидиями за выращенный урожай. У нас же, после нынешнего рекорда, рискуют окончательно разориться все фермеры. Не может быть великой страна, у которой аграрный сектор в таком состоянии.
Крестьянские, фермерские хозяйства возделывают 11 миллионов гектаров земли, зачастую с применением примитивных орудий. Для обновления техники могут потратить не более десяти рублей на гектар.
Крупные хозяйства – по сто рублей. Наши зарубежные коллеги – до пяти тысяч, в переводе на российские деньги. Мы недобираем из-за этого около сорока процентов урожая.
Геннадий Кулик, депутат Госдумы и патриарх российского агропрома, к этим заботам относится с пониманием. Минсельхоз, по его мнению, долгое время был, по сути, отстранён от земельных проблем: «Это категорически неверно и пагубно». У хозяйств средних, мелких мало возможностей обновлять технологии. Мешают и долги, за которые грозят банкротством.
Но критическая сумма недоимки при этом не определена: десять рублей? Миллион?
Мы, сообщил Г. Кулик, предлагаем рубеж в пять миллионов рублей. А главное – настаиваем на реструктуризации: «Третий заход в правительство уже делаем». Тогда хозяйства смогут развивать производство, наращивать прибыли, расплачиваться с долгами.
Камияр Байтемиров, президент АККОР Татарстана, эти идеи поддерживает. Рассказал о том, что фермеры дают 53 процента валовой сельхозпродукции республики. Растёт и поголовье скота. Они же арендуют земли у подворий, но приобретать в собственность не торопятся. Потому что нет у неё залоговой стоимости. Нужно, по его мнению, создать земельный кооперативный банк. Это разрешит многие финансовые проблемы, хозяйства смогут активнее обновлять производство.
В бюджете 2018 года, сообщил Г. Кулик, с АПК сняли 10 миллиардов рублей и передали сельхозмашиностроителям. В надежде на то, что они будут поставлять хорошую технику. Но это, по его мнению, пока иллюзия. Лучше воспользоваться услугами лизинга. Чем он выгоден? Не облагается НДС, техника обходится дешевле. Так поступают, например, дорожные, строительные фирмы, где 76 процентов машин приобретены по этой системе. И на селе уже 64 региона имеют свои лизинговые мини-компании.
Что «в сухом остатке»?
Участники конференции признали: основные их проблемы – это отсутствие механизма использования земель в качестве залога, передачи долей в муниципальную собственность, сложности с межеванием, переоформлением, сдачей в аренду, со строительством жилья на своих наделах. А ещё – неопределённость границ земель муниципальных, региональных, федеральных, изъятие, без компенсации, у добросовестных хозяев для государственных нужд.
С учётом вышеизложенного рекомендовали правительству создать эффективную систему управления земельными ресурсами. Для чего дополнить, скорректировать ранее принятые документы. Государственной Думе – ускорить принятие соответствующих законов, внести поправки в ныне действующие. Министерству сельского хозяйства, вместе с заинтересованными ведомствами, – разработать нормативно-правовые акты, которые упрощали бы изъятие, оборот, приобретение долей, сдачу их в аренду.
Региональным органам власти – создать механизм противодействия любым попыткам лишить крестьян земли. Оградить, особенно малые формы хозяйств, от возможных рейдерских захватов. АККОР – обеспечить более эффективную защиту в органах государственной власти прав, интересов малого и среднего агробизнеса.
И, конечно, вернуться к Земельному кодексу, уточнить, конкретизировать его основные нормы. С тем чтобы надёжно защитить пашни, луга и покосы, сберечь для современников и потомков. Парламент, сообщил президент АККОР, первый заместитель председателя комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Плотников создаёт рабочую группу, которая займётся рассмотрением этих проблем. Он призвал фермеров, всё профессиональное сообщество активно включиться в совместную работу.
Александр ДЕМИДОВ
г. Москва
Фото пресс-службы Минсельхоза РФ