Модернизируешь? Плати!
С 2018 года предприятия Ростовской области будут платить налог на движимое имущество
Поддерживать бизнес или наполнять бюджет – в извечном споре между двумя этими стратегиями победила вторая: 22 ноября Совет Федерации одобрил законопроект № 274631-7, который фактически отменил действующую льготу по налогу на движимое имущество. В народе этот платёж называют «налогом на модернизацию». До сих пор статья 381 п. 25 Налогового кодекса предусматривала освобождение от оплаты налога на движимое имущество, принятого на учёт предприятий с 1 января 2013 года. Таким образом правительство стимулировало приобретение нового оборудования и техники.
Весь этот год прошёл в жарких дебатах. Против повышения налоговой нагрузки на бизнес высказывались предприниматели, министерство экономического развития. Позицию бизнеса поддержал даже президент страны, он просил правительство РФ сохранить льготу.
– Ну нельзя отменить. Это дестимулирует. Ну зачем нам это? Люди не приобретают оборудования, ну и нет ничего, нет развития, и ни НДФЛ нет, налога на прибыль. Зачем?
Пожалуйста, проработайте, – обращался Владимир Путин к Аркадию Дворковичу.
Разрабатывая законопроект об отмене льготы, правительство исходило из меркантильных интересов. «В 2016 г. льгота сэкономила бизнесу больше 160 млрд руб., следует из данных ФНС. Из-за чего пострадали бюджеты регионов, которым и так не хватает денег. В 2018 г. налог может дать регионам около 130-150 млрд руб., оценивал ранее министр финансов Антон Силуанов», – пишет газета «Ведомости».
После острых дискуссий был найден компромиссный вариант: с 2018 года ставка налога будет исчисляться на минимальном уровне 1,1% (обычная ставка по налогу на имущество составляет 2,2%). При этом региональные власти смогут устанавливать льготу для отдельных категорий предприятий.
Ещё на этапе обсуждения законопроекта в Госдуме власти некоторых субъектов Федерации стали объявлять о сохранении льготы. Так сделали Калининградская, Московская, Ивановская области и Санкт-Петербург.
Что касается Ростовской области, речи о сохранении льготы пока не идёт.
– В настоящее время закон о применении налоговых льгот в регионе не принят, вопрос о возможности его принятия окончательно не решён, – сообщила на запрос газеты «Крестьянин» замминистра сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области Ольга Горбанёва. – Доходная часть областного бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов сформирована с учётом налогообложения с 1 января 2018 года движимого имущества в полном объёме.
В Законодательном собрании Ростовской области также подтвердили, что вопрос о сохранении льготы на рассмотрение не поступал.
Таким образом, донские предприятия должны будут переоценить свои налоговые обязательства с 1 января. Поскольку Ростовская область является аграрным регионом, одним из важных показателей являются темпы обновления парка сельхозтехники. Как отразятся нововведения на финансовых показателях сельхозпредприятий?
– Увеличение налоговой нагрузки на сельхозтоваропроизводителей при прочих равных будет негативно влиять на финансовое здоровье аграриев, – ответил директор департамента маркетинга компании «Ростсельмаш» Прохор Дармов. Вместе с тем представитель крупнейшего в стране производителя сельхозтехники затруднился оценить, затормозится ли процесс обновления техники и какую роль в этом сыграет отмена льготы. – За последние 20 лет происходили разные события подобного характера, каждое имело свой контекст и обстоятельства и влияло по-разному.
Эксперт в области экономики и финансов, доцент Института переподготовки кадров агробизнеса Николай Кан обратил внимание на то, что налоговая база определяется остаточной стоимостью техники, на неё влияет показатель износа. А в сельском хозяйстве техника амортизируется достаточно быстро. Таким образом, сумма налога на технику, отработавшую несколько лет, не может быть большой. Однако за новую технику крестьянам придётся платить ощутимые суммы. В то же время эксперт напомнил, что сельхозпроизводители на едином сельхозналоге освобождены от оплаты налога на имущество.
По некоторым данным, доля сельхозтоваропроизводителей, применяющих ЕСХН, составляет 85-90%, соответственно, говорить о заметном влиянии отмены льготы на финансовые показатели аграриев пока не приходится.
Инга СЫСОЕВА