«Чистота» – залог продажи?
Что мешает продвижению фермерских продуктов на рынке?
Запрос на «фермерский» продукт на рынке только растёт, однако массовый потребитель знает о нём плохо – фермеры слабо занимаются продвижением. Есть и претензии к качеству: зачастую даже выращенная в домашних условиях продукция не выдерживает «проверки лабораторией». Как вырастить и выгодно продать по-настоящему «чистую» еду, а также чего именно ждёт от фермера потребитель, шла речь на заседании Клуба агрознатоков ИД «Крестьянин», состоявшемся на прошлой неделе в рамках выставки «Ростов гостеприимный».
Компания «Био-хутор Петровский» – первое в Ростовской области сельхозпредприятие, имеющее официальный биосертификат (по стандарту IFOAM, входит в НП «Агрософия»).
Всего за семь лет здесь построили хозяйство, выпускающее до 30 наименований биопродукции – крупы, хлопьев, хлеба, муки. Управляющий компанией Алексей Щепетьев рассказал, за счёт чего удалось добиться успеха и какие трудности поджидают фермеров на «эко»-пути.
– Курс на экологическое земледелие мы взяли в 2010 году, – рассказал он во время заседания. – Всё началось с того, что наша земля три года находилась в конверсии, а потом планово была переведена в категорию «био». Всего мы выращиваем 12-14 культур, ротируем их, смотрим, на что больше спрос. В 2014 году, по мере увеличения производства, мы пришли к выводу, что нам нужна переработка. Мы запатентовали собственный бренд, создали целую систему упаковок.
По словам Алексея Щепетьева, продукция «Био-хутор» прошла все необходимые проверки на качество, даже зарубежные. Как ни странно, на юге России крупа и хлопья расходятся хуже, чем в целом по стране. Но постепенно ситуация налаживается.
– В нынешнем году мы приступили к производству цельнозерновой муки на мельнице с каменными жерновами – выпускаем её шесть видов, – продолжает глава хозяйства. –
Построили свою пекарню, начали выпекать цельнозерновой хлеб из проросшего зерна. Хлеб получается без дрожжей, на заквасках и на фруктозе. Выпекаем до полутора тысяч булок в день.
Хлеб «без добавок» хранится, понятное дело, меньше, чем обычный – поэтому первое время у «Био-хутора» часто происходили возвраты. Нераспроданные булки приходилось утилизировать. В итоге фермеры решили завести птицу, кур-несушек. Построили два птичника, разработали, опять-таки, красивую этикетку (фасовка по 6 яиц). «Биостандарты» также налагают определённые требования к содержанию птицы. Она находится в зимних помещениях, максимум шесть голов на квадратный метр площади, плюс на выпасе – четыре головы на метр. Корм – тоже экологический чистый.
По рассказам опытных биофермеров, самая сложная часть их работы (не считая сбыта, об этом ниже) – питание и защита растений от вредителей. Делать это нужно, разумеется, без применения химических средств. Алексей Щепетьев делится опытом:
– Мы пытались работать с мягкими пшеницами, но получили чистый фураж и отказались от них. Плюс были трудности с клопом-черепашкой и т. д. Нашли выход в том, что перешли на озимую спельту и яровую полбу. Они плёнчатые, так что вредители их просто не достают. Плёнка настолько жёсткая, что это вызывает трудности при шелушении, переработке. Долго боролись, нашли всё-таки бюлеровские машины, специальные. Они шелушат, чистят – заканчивается всё фотосепаратором. Что касается бобовых, то первые годы тля очень сильно вредила нам, да. А потом произошла естественная саморегуляция. На полях полно божьих коровок.
Понятно, без биологизации подобных результатов достигнуть бы не удалось. «Био-хутор» активно сотрудничает с краснодарским ВНИИ биозащиты растений, заводит на поля энтомофагов. Кроме того, с недавнего времени здесь начали работать с грибами и бактериями.
– Мы сделали цех по их активации, – говорит Алексей Щепетьев. – Берём субстраты, доводим до нужного состояния. Есть и азот-фиксаторы, и фосфор-фиксаторы, а также бактерии для борьбы с жесткокрылыми и т. д. Ноутил не используем – только поверхностную обработку. С сорняками боремся механическими обработками. По нуту мы перешли на широкорядные посевы, горох у нас французский, он настолько густой, что сам не даёт ничему вырасти. В итоге почва у нас рассыпчатая, идёт природный перевод питания из недоступных форм в доступные...
Тем не менее, как признаёт управляющий хозяйством, все усилия по созданию «био»-продукта оказались бы тщетными без налаженной системы сбыта. Предприятие поставляет крупу, муку и т. д. в краснодарскую сеть «Табрис» (специализируется как раз на здоровом питании), а также в магазины Ростова-на-Дону, Таганрога – во всех этих городах есть собственные отделы сбыта. В ближайшее время такой появится и в Москве. Через оптовые базы продукция расходится по стране.
– Конечно, наша продукция в разы дороже, чем обычная, – признаёт Алексей Щепетьев. – Но люди уже понимают, что ценник не может быть другим. Если я по интенсивной технологии получаю 64 ц/га пшеницы, то здесь – 28-39 ц/га, плюс на той же полбе выход зерна после шелушения – 50%. Сильно не разгонишься. Что касается создания бренда, то ничего особенного мы не делали. Главное – хороший дизайн упаковки и само качество товара.
По словам ростовского ресторатора Олега Кучкова (владеет сетью заведений «Пироги Кучкова»), натуральные продукты становятся всё более востребованы потребителем. Но для фермера важно подтвердить качество своего товара не на словах, а на деле – даже в лабораторных испытаниях. Сейчас к этому реально готовы далеко не все аграрии, даже те, кто декларирует «экологичность» производимого им питания.
– У меня был горький опыт, – вспоминает Олег Кучков. – В гости пригласил один фермер, предлагал к реализации мясо птицы – гуси, утки, поголовье у него немаленькое. Попробовали мясо, всё было очень вкусно. Спрашиваю напоследок: «Добавляете что-нибудь в рацион, колете птицу стимуляторами?» Отвечает: «Нет, что вы, 100% чисто». И когда я уже уходил, случайно заглянул в гараж – смотрю, а там мешки лежат, гормоны роста, препараты разные и т. д.
В ближайшее время в Ростове-на-Дону может появиться сеть магазинов фермерской продукции – создание подобного проекта анонсировал г-н Кучков.
– Мы хотим донести до потребителя по-настоящему натуральный продукт, – объяснил ресторатор. – Название «фермерское» сегодня встречается часто, но я знаю, что это зачастую неправда. Мы хотим не просто повесить на магазин табличку с красивым названием, а под-
твердить качество именно в лаборатории. Поэтому готовы заключить контракты с фермерами на поставку товара. Но он должен быть полностью «чист».
Когда именно сеть магазинов начнёт работать, Олег Кучков не уточнил, объяснив это нежеланием раскрывать детали проекта. Однако с заявками аграриев ресторатор готов работать уже сейчас, отбор начался.
Как ни странно, на рынке действительно ощущается дефицит качественных «домашних» продуктов питания, соглашается с коллегой директор интернет-магазина «Меню-Ростов» Алексей Голубев. Востребована самая обычная еда – мясо, молоко, масло. И тот фермер, который сможет предложить рынку адекватные условия, будет в выигрыше.
– К сожалению, фермеры мало себя рекламируют, – говорит эксперт. – Даже если они выпускают качественный товар, далеко не все об этом знают. Фермерскую еду нужно продвигать на рынке, иначе она не дойдёт до потребителя.
Донские продукты, в том числе фермерские, могут стать частью визитной карточки не только одного Ростова, но и всего региона в целом, уверяет консультант, маркетолог и автор проекта «Сделано на Дону» Елена Ищенко. Аграрный туризм – ещё не освоенная, но очень перспективная ниша.
– Туристические агентства пока работают с этим слабо, – констатировала г-жа Ищенко. – Но мы привозили людей с Урала, из Сибири, изучали спрос – гостей нашей области интересуют, в первую очередь, не музеи, а именно донской колорит. Природа, еда, люди – всё то, чем славен Дон. Настало время задуматься о создании единого, конкретного образа Ростовской области. И фермерская еда, гастрономические маршруты вполне способны стать его важной частью.
Тимур САЗОНОВ