Никогда не разговаривайте с незнакомцами

Как бесплатное медицинское обследование обернулось кредитным договором ценой 100 тысяч

Время от времени практически любому владельцу (а ещё чаще – владелице) телефона поступают звонки с неизвестного номера. Приятный женский (это два обязательных условия) голос рассказывает о том, как ему, владельцу, повезло: фирма «Счастье всем задаром» (или ещё как-нибудь в этом роде) приглашает его получить что-то невероятно нужное, красивое и полезное – разумеется, совершенно бесплатно. Достаточно прийти по такому-то адресу – и будет вам счастье. 

Самое разумное, что можно сделать в этом случае, это сказать: «Больше не звоните» – и внести номер в чёрный список. Некоторые грубые люди посылают приятный женский голос куда подальше, но это необязательно.

Ростовчанка Наталья Алексеевна Кисель, интеллигентная немолодая женщина, к сожалению, не сделала ничего из перечисленного. И когда ей позвонила с неведомого телефона милейшая девушка с приглашением бесплатно пройти обследование в ростовском медицинском центре «Афина», не заподозрила ничего дурного. Тем более что девушка уверяла, что Наталье Алексеевне выделили квоту на бесплатные диагностические процедуры, поскольку в её возрасте нужно тщательно следить за своим здоровьем. А Наталья Кисель как раз недавно получила полис обязательного медицинского страхования – вот она и решила, что о ней позаботилась её страховая компания. 

...И напиток чайный травянистый

В Центре комплексного оздоровления ООО «Афина», расположенном на улице Социалистической, 88, было приглушённое освещение. Играла тихая приятная музыка. Наталье Алексеевне демонстрировали косметику фирмы Herbs of Kedem, попутно рассказывая о её натуральном составе и прочих вещах, обеспечивающих невероятный лечебный эффект. 

Повесть о лечебном эффекте фельдшер по имени Гриша перемежал расспросами о здоровье и лекцией о всевозможных болезнях, приходящих с возрастом. Особенно выразительным Наталье Алексеевне показался рассказ о тромбофлебите, поскольку этим недугом страдала её мама. А Гриша не жалел красок, расписывая возможные последствия – вплоть до ампутации конечностей.

Далее Наталью Алексеевну передали в руки девушки, которую представили как врача, только что прошедшего стажировку в Израиле. Девушка провела нечто, названное компьютерным обследованием.

Мы не можем в точности узнать, в чём оно заключалось. Но совершенно точно знаем, что если пациента «подключают» к компьютеру, а потом выводят на экран красивые цветные диаграммы и объясняют, что «там, где зелёное, всё хорошо, жёлтое – это опасная зона, а красное – вообще ужас», то это жульничество чистой воды. Потому что если бы можно было таким образом «просканировать» организм, то зачем нужны все эти УЗИ с МРТ? 

Никаких медицинских манипуляций с Натальей Алексеевной не делали – даже простейших, вроде измерения давления. Но каким-то образом узнали, что ей нужна оздоровительная программа для костной системы и сосудов на ногах, а также очищение печени.

А тем временем фельдшер Гриша взял у пациентки паспорт и снял с него копию.

Шёл третий или четвёртый час пребывания Натальи Алексеевны в «Афине».

– Мне подсовывали какие-то бумаги на подпись, но я не успевала их прочитать. Тем более что Гриша со мной непрерывно разговаривал. Я уже ничего не соображала и хотела только, чтоб это быстрей закончилось, – рассказывает Наталья Кисель.

Когда она вернулась домой и немного пришла в себя, то поняла, что приобрела у ИП Усванова П.С. две баночки с косметическими мазями, «напиток чайный травянистый» и 58 косметических процедур за 98 тысяч 040 рублей. Да не просто приобрела, а по кредитному договору с банком ПАО «Восточный экспресс Банк» под 26,934% годовых. 

Вот вам подарок

Это было только первое из череды неприятных открытий, которые ждали Наталью Алексеевну. На следующий же день она с самого утра начала звонить в «Афину» с просьбой аннулировать абсурдный договор. Бесполезно. Пошла в злополучный центр в надежде уговорить сотрудников, которые так приветливо её принимали. 

– Фельдшер Гриша ушёл с кем-то советоваться, а вернувшись, предложил: платите 50 тысяч, тогда расторгнем договор, – рассказывает Наталья Алексеевна.

В банке тоже пожали плечами: договор подписан, деньги перечислены, оснований для растор­жения не видим. Считаете, что вас обманули – подавайте на Усванова в суд.

В общем, стало ясно, что дело серьёзное и без адвоката не обойтись. 

Прочитав договор, адвокат Ирина Антюфеева обратила внимание клиентки на поистине гениальную формулировку. Оказывается, Кисель Н.А. купила у ИП Усванова только мази и травянистый напиток. А 58 процедур в центре «Афина» Павел Сергеевич Усванов широким жестом ей подарил – в придачу к чаю и косметике. Зачем? А затем, что договор об оказании медицинских или иных услуг можно довольно легко расторгнуть. А вот договор о купле-продаже косметики – нет. Потому что косметика входит в список товаров, не подлежащих возврату. 

Немного пошарив в интернете, адвокат с доверительницей выяснили, что цена трёх коробочек, за которые Наталья Кисель должна выложить 98 тысяч (плюс проценты за кредит), – примерно 7 тысяч 500 рублей. 

«Покиньте помещение!»

В следующий раз Наталья Кисель пошла в «Афину» уже с адвокатом. С подготовленной претензией, где перечислялись все нарушения и жульнические приёмы. И то, что Наталью Алексеевну зазвали на бесплатное медицинское обследование, а в результате впарили ей косметический набор по цене, завышенной в десятки раз («Если бы мне по телефону сказали слово „косметика“, я бы никуда не пошла», – объясняет Наталья Кисель). И то, что ей не предъявили никаких документов – в частности, лицензию на право проводить косметические и лечебные процедуры. И не объяснили, что именно она покупает – хотя продавец обязан предоставить полную информацию о товаре, тем более что навязанная Наталье Алексеевне по завышенной в десятки раз цене косметика может вызвать аллергию и другие побочные эффекты. 

И – в качестве изюминки – тот факт, что в кредитном договоре представителем банка значится... всё тот же Усванов П.С. – удивительно разносторонняя личность.

Ничего, кроме письменного отказа в удовлетворении претензий, они не получили. А вот то, что было дальше, Наталья Кисель сумела снять на телефон. На коротком ролике видно, как дюжий охранник хватает хрупкую девушку – Ирину Антюфееву – за плечи и грубо выталкивает её за дверь. В то время как другая сотрудница требовательным голосом повторяет: «Покиньте помещение!» 

Сотрудник «Афины» выталкивает адвоката за дверь

– Я всякого навидалась на своей работе, но такого ещё не было, – говорит Ирина Антюфеева. – Я обратилась к врачу: два дня у меня сильно болел бок, я практически не могла ходить.

В справке, которую ей выдали в травмпункте, значится: «Закрытая травма (ушиб) грудной клетки». Выписаны обезболивающие препараты, рекомендовано дальнейшее лечение у травматолога или хирурга по месту жительства.

– Этот «вышибала», ещё когда я приходила сама, мне сказал: «Подписали договор – так чего вы хотите?», – говорит Наталья Алексеевна. – Я отвечаю: «Вы меня заставили подписать, задурили мне голову». А он нагло смеётся мне в лицо: «Если ты всё знала, зачем сюда шла?»

Как Усванов стал Ивановым

Поиск в интернете по запросу «ИП Усванов П.С.» выдаёт много чего интересного. Например, решения судов по делам, удивительно напоминающим историю с Натальей Кисель. Фигурирует в них и ООО «Афина», только находящаяся в Каменске. Во многих случаях иски пострадавших клиентов о возмещении ущерба удовлетворены – полностью или частично.

(В других случаях суд счёл, что доказательств недостаточно.) 2 февраля нынешнего года удовлетворён также иск Роспотребнадзора о прекращении деятельности каменской «Афины» по предоставлению косметических услуг и платных медицинских услуг по косметологии. 

Павла Усванова я нашла в соцсети ВКонтакте – на его страничке кроме материалов о каменском центре аппаратной косметологии «Афина» периодически повторялась просьба продать ему побольше телефонных номеров – видимо, собирается расширять клиентскую базу. 

На моё сообщение с просьбой пообщаться и обсудить деятельность ООО «Афина» – Павел Сергеевич коротко ответил: «У меня нет медцентра “Афина”» и моментально меня забанил.

То есть закрыл от меня свою страничку. Поэтому продолжить её изучение пришлось с компьютера коллеги (Павел Сергеевич, совет на будущее: закрывайте страницу от всех, кроме друзей, – так надёжней).

А ещё через некоторое время Павел Усванов… сменил фамилию. И теперь на странице ВКонтакте он зовётся Павлом Ивановым. 

Сплошные афины

«У меня нет медцентра “Афина”» – что-то подсказывало мне, что Павел Усванов-Иванов ошибается. Заглянув в пару общедоступных реестров ростовских предпринимателей, я легко нашла ООО «Афина» с юридическим адресом в Новочеркасске и специализацией на продаже косметики и медицинской деятельности. Как значится в реестрах, у компании три полноправных владельца: Н.В. Асташ-кина (она же гендиректор), А.С. Савченко и – кто бы вы думали? – П.С. Усванов.

Фамилия Савченко показалась мне знакомой. Проверила – и правда, она фигурирует в судебных документах, посвящённых деятельности ООО «Афина» в Каменске – того самого, которому Роспотребнадзор запретил предоставлять косметические услуги. Потому что Анна Сергеевна там директор.

В общем, разобраться во всех этих афинах, разбросанных по городам Ростовской области, не так просто. Да и не наше это дело, тем более что медицинско-косметическими центрами, подобными «Афине», и их схемой навязывания кредитов уже заинтересовался Росздравнадзор. Куда мы с удовольствием передадим всю имеющуюся у нас информацию. 

* * *

– На мой взгляд, это целая хорошо продуманная система, – говорит Ирина Антюфеева. – На встречу приглашают немолодых людей – они более внушаемы – и ставят цель немедленно заключить договор. Есть определённый алгоритм, по которому ведётся беседа. Кроме того, моей доверительнице дали на подпись целую стопку бумаг. Но на руках у неё только две – договор купли-продажи и кредитный. Что ещё она подписала? Этого мы не знаем.

Наталья Кисель уже подала иск к ИП Усванов Павел Сергеевич в Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону. Первое заседание назначено на конец ноября. Мы на него обязательно придём.

Анна КОЛОБОВА

Выразить свое отношение: 
Рубрика: ЗаконОбщество
Газета: Газета Крестьянин