Есть ли жизнь после санкций?
Промежуточные итоги трёхлетней политики импортозамещения в России глазами иностранцев
Буквально на днях президент США Дональд Трамп подписал указ о дальнейшем ужесточении антироссийских санкций. А три года назад, 6 августа 2014 года, Россия запретила импорт в страну некоторых видов сельхозпродукции, сырья и продовольствия из стран, которые ввели санкции в марте того же года: США, государств ЕС, Канады, Австралии и Норвегии. Какие успехи и провалы у политики импортозамещения – по официальным данным и глазами зарубежных СМИ.
Одним из передовиков в деле замещения импорта стала сельскохозяйственная отрасль. По данным Росстата, в прошлом году аграрии собрали рекордные 120 млн тонн зерна (по сравнению со 104 млн тонн в 2015 г.) Помимо этого был собран внушительный урожай овощей – 16,1 миллиона тонн, что на 12,3% выше среднего пятилетнего уровня, а производство скота и птицы на убой в живом весе увеличилось на 4,2% по сравнению с показателем 2014 года – было произведено 13,4 миллиона тонн. В итоге Россия в 2016 году сократила затраты на закупки продуктов питания за рубежом почти вдвое по сравнению с 2014 годом – до 23 миллиардов долларов.
Зарубежные СМИ расходятся во мнениях о новом курсе отечественного производства. Кто-то видит в этом процветание рынка и спасение для России, а кто-то считает, что нынешнее положение дел губительно для страны и её жителей.
«За несколько лет Россия, с давних пор отсутствовавшая на международной арене, заставила себя признать в качестве новой сельскохозяйственной супердержавы, особенно в сфере экспорта зерновых культур, – пишет журналист французского еженедельника Les Echos Мюриэль Жак. – В прошлом году страна произвела 120 млн тонн – это самый большой урожай за постсоветскую эпоху. Москва постепенно откусывает доли рынка американских и европейских гигантов, будь то в Азии, в Южной Америке и даже в Африке, куда она отправилась на поиски новых клиентов».
Успехи российского АПК удивили некоторых западных аналитиков и инвесторов, которые изначально отнеслись к курсу на импортозамещение крайне скептично. Три года назад вряд ли кто-то мог предположить, что достаточно рискованная попытка сделать экспортные товары более конкурентоспособными и заменить часть импорта собственным производством увенчается успехом.
«Успех не ограничивается зерном, Россия полностью заменила импортную свинину и курятину продуктами отечественного производства. Она стала одним из ведущих производителей сахарной свёклы, а производство тепличных овощей выросло на 30% по сравнению с прошлым годом. Хотя сельское хозяйство всё равно остаётся далеко позади нефтегазового сектора, оно перегнало продажи оружия и стало вторым по величине экспортным сектором России», – считает обозреватель британской Financial Times Нил Бакли.
По его мнению, сектор также выиграл от того, что в последнее десятилетие были разрешены частные продажи земли, хотя цены по мировым стандартам и остаются низкими. Бакли уверен, что изменения позволили России использовать некоторые преимущества своих плодородных земель.
Однако не все так оптимистично смотрят на происходящее. Несмотря на внешний успех отечественного импортозамещения, субсидирование фермеров и резкий рост производства собственной продукции, существует и обратная сторона вопроса, которая отнюдь не так хорошо характеризует эту политику.
«Если торговые ограничения вводятся против России, Путин на политические компромиссы не идёт. Так, он понимает, что санкции снижают уровень жизни россиян. Не только эмбарго против России, но и введённый Москвой запрет на ввоз западной сельхозпродукции привели к росту цен на продукты и снижению качества товаров на полках магазинов», – пишет обозреватель немецкого ежедневника Die Welt Эдуард Штайнер.
Официально торговые ограничения приветствовались как шанс заместить импорт отечественной продукцией. «Обоюдоострым мечом» называет импортозамещение ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН профессор Высшей школы экономики Алексей Портанский. «Сначала за него всё равно платит потребитель. Выстраивание новой цепочки от производителя к поставщику требует много времени», – цитирует немецкое издание экономиста.
Другое немецкое издание, Die Zeit, ссылаясь на Всемирный банк, прогнозирует существенный регресс сельскохозяйственного сектора в России. Связывают они это с тем, что отрасль существует преимущественно за счёт госсубсидий, которые сильно сократятся в следующем году.
«Советник Путина по экономическим вопросам Алексей Кудрин во время дискуссии на Петербургском международном экономическом форуме вновь заговорил о необходимости реформ. Прежде всего Кудрин и ряд других экспертов недовольны «ростом влияния государства на экономику», ведь «многие отрасли, переживающие бум, зависят от госфинансирования и субвенций из доходов от продажи энергоносителей»», – говорится в статье немецкого еженедельника.
«В текущем году одно только сельское хозяйство, ставшее во время кризиса самой успешной отраслью, получит субсидий на 3,5 млрд евро, – пишет Die Zeit. – Не так давно министр Ткачёв пытался «выторговать» ещё 500 млн евро, но получил лишь 150 млн. В то же время уже в следующем году государственные субсидии составят только 3 млрд евро вместо запланированных 5 млрд». В итоге в своём докладе о состоянии российской экономики Всемирный банк прогнозирует значительно меньший рост аграрного сектора – всего 1,7% вместо 4,6% в 2016 году.
В беседах с зарубежными изданиями наши фермеры тоже высказываются о новой политике скорее негативно:
«Из-за того что реальные доходы населения упали, люди меньше покупают. Мы добились стопроцентного «импортозамещения» по одной простой причине – народ ничего не покупает, – посетовал в разговоре с латвийским интернет-журналом «Спектр» директор подмосковного совхоза им. Ленина Павел Грудинин. – Если человек не покупает натуральное молоко или молокопродукты – что угодно делайте, но зачем это молоко нужно? А пальмовое масло появилось, и оно конкурентоспособно, потому что люди ориентируются на цену. Но это никакого отношения к настоящему импортозамещению не имеет. Все бравурные разговоры на эту тему – глупость. Все бизнесмены, кто действительно верил, что мы начнём развиваться, попали в ситуацию падения покупательского спроса и погрязли в долгах».
И хотя некоторые западные аналитики приятно удивлены внезапному успеху вынужденной политики импортозамещения, по сей день сложно говорить об однозначном успехе. Чтобы она оказалась действительно эффективной, нашему государству предстоит ещё долгая работа не только над совершенствованием отечественных отраслей производства, но и над укреплением экономики страны.
Глеб ГОЛОД