«Не опровергая факт деструкции...»
Братской могиле вернули прежнее значение, но осадок остался
Ещё с середины апреля города и сёла стали украшать флагами и флажками к празднику, который мы по-прежнему называем нашим главным, – Дню Победы. Волонтёры раздали миллионы георгиевских ленточек, патриотично настроенные оригиналы написали на своих «Жигулях» «Спасибо деду за Победу», на «мерсах» – «трофей», ретро-поезд прошёл тысячи километров, останавливаясь на железнодорожных вокзалах городов-героев, байкеры и автолюбители промчались по дорогам и бездорожью России, связав своими маршрутами места братских захоронений времён Великой Отечественной войны в неразрывную цепь. И создаётся впечатление, что да, помним!
Но вот случился нам экзамен: в одном из российских хуторов (не в Эстонии или Латвии, не в Польше или Болгарии, не в Германии или Японии и даже не в пылающей ненавистью Украине, а в одном из российских хуторов с символичным именем Советский) тихо и мирно сняли ограду, сгребли бульдозером постамент и стелу с могилы, где похоронены как минимум трое защитников Родины, и поставили на расчищенном месте типовой индивидуальный памятник. Мы писали об этом.
Ни одного звонка, ни одного письма, ни одного отклика об оскорблении памяти павших. Впрочем, одно письмо «самотёком» пришло – от оскорбившегося главы администрации Егорлыкского района, на территории которого находится хутор Советский, П.А. Павлова:
«Администрация Егорлыкского района ознакомилась с материалами, опубликованными в статье «Все судьбы в единую слиты» (газета «Крестьянин» № 5 от 1 февраля 2017 года). Не опровергая факт деструкции старого памятника и установки нового, считаем необходимым внести некоторые разъяснения, которые позволят читателю вашей газеты дать оценку случившемуся с большей долей справедливости.
Оценивая действия бывшего главы Балко-Грузского сельского поселения Дмитриева И.Г., администрация Егорлыкского района подвергает критике несогласованность и субъективный подход в принятиях его решений. В целях исключения рецидивных случаев проведена разъяснительная работа с главами сельских поселений и муниципальными служащими районной администрации.
Вместе с тем, необходимо остановиться на ряде моментов, которые скорректировали бы взгляд автора статьи в сторону большей компетентности. Рассуждая о правильности избранного бывшим главой Балко-Грузского сельского поселения решении об установке нового памятника, будет полезным обратиться к истории его существования».
Тут из истории скорее логично напомнить Павлу Александровичу Павлову то, о чём в статье говорилось: что его подпись стоит на Учётной карточке воинского захоронения
№ 004/5 от 1 июня 2014 года, где состояние захоронения оценивается как «хорошее». То есть, как и подтверждают местные жители, памятник нуждался только в ежегодном текущем ремонте, но никак не сносе, или, говоря языком главы, деструкции.
Завершив исторический экскурс (не проливающий дополнительный свет на ситуацию), глава пишет: «Анализ нормативно-правовой основы установки нового надмогильного памятника на месте старого позволяет сделать вывод о законности действий администрации Балко-Грузского сельского поселения, так как они подтверждаются документальным сопровождением». Прервёмся вопросом: если есть такие документы, так где же они, почему было не подкрепить ими данное письмо? Видимо, это очень секретные документы, про которые никто даже не знает, где они находятся. Иначе уже бы пришли в редакцию.
В ответе на запрос «Крестьянина» военный комиссар Ростовской области А. Трушин сообщает, «что военным комиссариатом Ростовской области в пределах своих полномочий будут приняты все необходимые меры для исправления сложившейся ситуации. В этих целях: военному комиссару г. Зерноград, Зерноградского, Кагальницкого и Егорлыкского районов Ростовской области даны указания направить ходатайство главе администрации Балко-Грузского сельского поселения Егорлыкского района с просьбой разъяснить сложившуюся ситуацию с заменой обелиска и представить копии документов (распоряжения, постановления), на основании которых произведена реконструкция воинского захоронения в х. Советский».
Мы долго ждали ответы на наши запросы: весь февраль, март и практически весь апрель. Копии «распоряжений, постановлений» продолжаем ждать и поныне.
Правда, несколько успокоило обещание П.А. Павлова: «Администрация Егорлыкского района намерена контролировать последующую работу местной власти относительно братского захоронения. В хуторе Советском проведён сход граждан, на котором жителям доведена информация о братской могиле, в том числе о намерениях действующей власти проводить все последующие мероприятия в тесном контакте с местным населением. Действующая глава администрации сельского поселения Шаповалова Н.В. информировала о своих намерениях по благоустройству прилегающей к памятнику территории».
Вроде и признаёт глава факт, но не может не поучить журналистов, как нужно писать. Приведём наш любимый кусок, следующий дальше: «Считаем, что при подаче конечной оценки действий поселенческой и районной власти такому авторитетному периодическому изданию, как «Крестьянин», будет не совсем верным решением использовать в своей работе односторонний подход. Для подготовки осмысленного профессиональным автором материала требует внимания факт положительного опыта по обустройству имеющихся памятников и братских могил и устройству новых на территории Егорлыкского района за несколько последних лет. Так, к 70-летию Победы…» Далее на полпечатного листа идёт перечисление о реконструкциях обелисков, открытии памятных досок, сохранении мемориалов. Видимо, по мнению чиновника, этот список добрых дел даёт индульгенцию на снос одного братского захоронения по-тихому.
Хорошо хоть прокурор Егорлыкского района старший советник юстиции С.П. Хорошилов так не считает: «В ходе проверки доводы обращения нашли своё подтверждение, и для устранения нарушений в адрес главы администрации Балко-Грузского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений, которое находится на рассмотрении».
Местные жители хутора Советский рассказали «Крестьянину», что сход граждан у них действительно прошёл. Жертвуя кто сколько может, люди собрали в общей сложности 48 тысяч рублей. На эти деньги должны изготовить постамент два на два метра метровой высоты, сделать оградку полуметровой высоты и установить плиту с информацией, что помимо установленного красноармейца здесь покоятся ещё два безымянных бойца. Сами хуторяне с грустью отозвались о предстоящей реконструкции. Их предложения (в отличие от собранных средств) власти проигнорировали.
И напоследок письмо, удивившее больше всего. Это ответ из Ростовского регионального отделения ветеранов. Его председатель П.И. Гаврилко уведомляет газету, что «Ростовское региональное отделение ветеранов является общественной организацией, и оно, согласно своему Уставу, не правомочно давать правовую оценку любым действиям, в том числе и касающимся демонтажа памятника на братской могиле в хуторе Советский Балко-Грузского сельского поселения Егорлыкского района Ростовской области».
Правовую оценку… А эмоционально-нравственную кто не велит? Когда памятники нашим воинам, освободившим от фашизма всю Европу, крушат неблагодарные потомки этих народов, мы находим берущие за душу слова. А себе, получается, кощунство прощаем.
Людмила ВОРОБЬЁВА