Цветёт и пахнет
Предприятие, остановленное судом, работает и прекрасно себя чувствует – в отличие от местных жителей
Сообщения от обитателей посёлка Левенцовка, где так вольготно расположилось производство, возглавляемое Айказом Саядяном, напоминают сводки с мест боевых действий: противник передислоцировал свои силы, на время отступил, но потом захватил новую высоту и пошёл в атаку.
Мирные переговоры сменились ожесточёнными стычками – вплоть до рукопашной. И даже если захватчика удастся изгнать, он оставит за собой выжженную землю.
А ведь грозный противник, с которым уже во второй раз пришлось столкнуться жителям посёлка Левенцовка, – всего лишь индивидуальный предприниматель. Причём начинающий – по крайней мере, судя по документам: в качестве ИП Айказ Саядян зарегистрировался всего несколько месяцев назад. Мы уже неоднократно писали об этом загадочном человеке: около четырёх лет назад после продолжительных боёв левенцовцы изгнали-таки его незаконный химический заводик ООО «Росткапитал» со своей земли.
Год назад он вернулся, и борьба вспыхнула снова. А этим летом, в конце июля, Советский районный суд приостановил на 90 дней деятельность производства, расположенного на улице Совхозной, 2р, за грубые нарушения экологического законодательства (см. материалы «Атака клонов», № 19, и «Дело об отравленном воздухе», № 30).
Но хозяин предприятия, вместо того чтобы послушаться суда и исправить всё, что натворил, начал захватывать новые позиции.
Общий противник
Вскоре после суда жители Левенцовки обратили внимание на подозрительную активность в стане противника. Поначалу они было обрадовались, что Саядян наконец-то решил вывезти и утилизировать свои химикаты (а производство битумной мастики, преобразователей ржавчины, растворителей и т. д. весьма ядовито), как было предписано судом. Но вскоре выяснилось, что основное производство просто переезжает. Недалеко – в другое помещение, которое Айказ Саядян арендует на улице Пескова, 17ж, всего в километре от Совхозной, 2р.
Теперь душистые пары ацетальдегида, трихлорэтилена и прочих необходимых для химического производства веществ стали распространяться уже из двух точек, создавая своеобразный стереоэффект. А в редакцию обратились члены садоводческого товарищества «Изумруд» с жалобами на «удушающий запах». Пришлось нам выступить в роли координатора: потерпевшие левенцовцы и изумрудовцы сравнили даты выбросов и поняли, что противник у них один и тот же.
Ты ещё не видел, как бьют!
А тем временем на Совхозную, 2р, как и положено, пришли приставы. Они выполнили некоторые действия по опечатыванию производства – и эти действия вызвали оторопь у местных жителей.
– Они приклеили бумажки с печатями на то, что посчитали производственным оборудованием, – говорят жители Левенцовки Елена и Владимир. – Но там главное «оборудование» – это ёмкости с ядовитыми химикатами, которые переливают, расфасовывают и т. д. Доступ на территорию предприятия остался свободным: одни ворота опечатали, другие – нет.
Приставы приходили и уходили, а запах по-прежнему был невыносимым – особенно по ночам, когда представители контролирующих ведомств мирно спят. В очередной – четвёртый по счёту – раз инициативная группа левенцовцев решила пройти на территорию вместе с приставами и лично посмотреть, как пресекается незаконная производственная деятельность. Как сообщается в написанной после этого коллективной жалобе на бездействие судебных приставов Александры Гаджиевой, Георгия Осипяна и замначальника отдела ССП Советского района Екатерины Бондарь, приставы не возражали, да и Саядян поначалу сам пригласил их посмотреть, что «производственная деятельность здесь не ведётся». Активисты посмотрели – и увидели землю, залитую едкими жидкостями, и другие явные следы рабочего процесса.
Что произошло дальше, можно увидеть на видеоролике, снятом активистами. Айказ Саядян, размахивая куском металлической арматуры, угрозами выгоняет активистов с территории. Его сотрудница кричит: «Вышли отсюда! Бегом, сказала!» Мужчина и женщина в форме приставов молча наблюдают за ссорой. «Вызовите полицию!» – слышно с разных сторон. «Меня бьют!» – раздаётся крик. Пожилой мужчина поднимает с земли упавшую сумку, а Саядян, снова замахиваясь на него железным прутом, кричит: «Ты ещё не видел, как бьют!» (дальше нецензурно. – А.К.).
Последующие события остались за кадром, но описаны в уже упомянутой коллективной жалобе: «Саядян А.Ф. (…) разорвал на нём рубашку, в то время как работница предприятия, набросившись на представительницу инициативной группы и ударив по лицу, пыталась вырвать из рук телефон». Ещё одного мужчину она «толкала руками в спину, а Саядян А.Ф., вооружившись лопатой, бросался на людей».
Заявление в полицию подали в тот же день, но, по словам активистов, движения по нему до сих пор нет.
На свидание не явились
6 сентября в Советском районном суде слушалось очередное дело, посвящённое А.Ф. Саядяну. Как сообщил пришедший на заседание сотрудник Роспотребнадзора, речь должна была идти о закрытии предприятия. Должна была – но не шла. Потому что ни Саядян, ни его представители не явились. «Они не были извещены должным образом, – объяснил судья Игорь Морозов. – Почта вернула повестки».
Представитель Роспотребнадзора счёл, что дело можно рассмотреть и в отсутствие ответчика, поскольку есть подозрение, что Айказ Феликсович отнюдь не жаждет получить повестку, со всеми вытекающими последствиями. Но судья призвал соблюдать процедуру, чтобы не было оснований оспаривать решение суда. И перенёс заседание на другой день.
В тот же день и в то же время, в 15:00, как сообщили левенцовским активистам в службе приставов, был назначен очередной официальный визит на улицу Совхозную.
Накануне звоню приставу Георгию Осипяну:
– Георгий Леонтьевич, что именно вы собираетесь завтра делать? Вы наконец опечатаете производство?
– Там всё опечатано.
– Но люди говорят, что производство идёт полным ходом, запах ничуть не уменьшился…
Пристав высказывается в том духе, что мало ли что люди скажут. И вообще, все они там хороши: Саядян, конечно, тоже во многом неправ, но левенцовцы напрасно обостряют ситуацию, вот, например, спровоцировали драку…
Я ещё раз смотрю на монитор, где Айказ Феликсович с арматуриной наперевес гонится за пожилым человеком. И уточняю:
– Но вы завтра будете производить какие-то действия?
– Да. Буду проверять. Если они действительно отклеили наши печати – это же уголовное дело…
Уголовное или нет, но как сообщили подключившиеся к военным действиям изумрудовцы, в указанное время ни проверяющих, ни сотрудников на улице Совхозной не наблюдалось.
Уважение к человеку и гражданину
Мы теряемся в догадках: в чём же причина столь бережного отношения государственных органов к индивидуальному предпринимателю А.Ф. Саядяну? Почему судебные приставы так уважительны и сердечны по отношению к гражданину, не желающему выполнять судебное решение? Это тем более удивительно, что в открытой базе задолжников ССП упомянутому гражданину посвящено целых восемь пунктов. Тут и просроченные кредиты, и неуплаченный транспортный налог… Но Айказ Феликсович продолжает спокойно жить и трудиться.
И лишь жители посёлка Левенцовка периодически портят ему настроение всё новыми жалобами:
«Министру общего и профессионального образования Ростовской области Балиной Л.В.
Уважаемая Лариса Валентиновна!
Мы, родители детей, обучающихся в школе № 88 по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Совхозная, 18а, сообщаем, что наши дети подвергаются систематическому химическому отравлению, возникающему в результате деятельности химического предприятия, находящегося по адресу: ул. Совхозная, 2р, на расстоянии 200 метров от школы...»
Анна КОЛОБОВА