Едим домашнее охотно
Продовольственный патриотизм на Дону растёт. Было бы предложено
Власти донского региона изучили, насколько местная продукция представлена в торговой сети области. В первых числах августа результаты исследования стали темой медиа-диспута в информационном агентстве «Дон-24».
Всё обо всём и всех знает статистика – наука, которая изучает количественную сторону общественных явлений. Не случайно первой предоставили слово замруководителю областного территориального органа Федеральной службы государственной статистики Марине Самойловой.
– В прошлом году впервые с 2009 года изменилась потребительская модель поведения населения, – отметила Марина Александровна. – Причины – сложные экономические условия, снижение доходов жителей, запрет на ввоз ряда видов импортного продовольствия. Жители Дона, как и всей страны, научились жить экономно, и это отразилось на рынке продовольственных товаров.
Объём продаж пищевых продуктов впервые за последние пять лет сократился в 2015 году по сравнению с 2014-м на 3%.
В этих условиях в наиболее выигрышном положении оказался малый бизнес, занявший 55-процентную нишу оборота розничной торговли, доля крупного бизнеса оценивается в 35%, и около 10% продовольствия жители покупают на рынках и ярмарках. Такое соотношение остаётся актуальным на протяжении последних двух-трёх лет. Уверенно наращивает оборот розничной торговли пищевыми продуктами сетевой ритейл – за полтора года 1,5%.
Что менялось в спросе граждан в минувшем году? Больше всего снизились продажи сахара – на 16,4%, сыра (9,7%), товаров мукомольно-крупяной группы (8,9% – по крупе и 5,2% – по макаронам), рыбы (7%), фруктов (6%). В текущем году появились первые признаки плавного восстановления покупательского спроса, и динамика продаж некоторых товаров изменила тренд. В первом полугодии 2016 года возросли продажи мяса (на 3,4%), сыра (на 2,1%), картофеля и овощей (на 2,5-3%), практически на уровне прошлого года сохранился объём реализации молочных продуктов, фруктов, крупы, мяса птицы. Это, так сказать, общие тенденции.
Цифры же, касающиеся доли присутствия донской продукции в торговых сетях Ростовской области, озвучила директор департамента потребительского рынка РО Ирина Теларова. По её словам, во втором квартале этого года в сравнении с аналогичным прошлогодним периодом по двадцати товарным позициям отмечается прирост местной продукции, по шести – сокращение. Так, на торговых полках стало меньше донских замороженных кур, муки пшеничной высшего сорта, пшена, гороха, манной и ячневой крупы. Возросла доля молока и молочных продуктов (23,4% в апреле 2016 года – 22,5% в апреле 2015 года), мяса и мясных продуктов (51,9-51,2), охлаждённых кур (11,9-10,8), мяса птицы (32,0-31,7), рыбы живой и охлаждённой (22,6-12,9), мороженой рыбы (10,0-1,9), рыбных консервов и пресервов (8,9-4,5), пшеничной муки первого сорта (71,2-42,0), риса (15,2-15,1), крупы пшеничной (28,6-21,6) и кукурузной (40,1-37,2), растительного масла (24,4-23,6), картофеля (8,5-8,2), репчатого лука (19,1 -10,0), белокочанной капусты (9,0-8,2), моркови (14,2-10,1), свежих огурцов (12,4-12,1) и томатов (9,0-8,3), консервированных огурцов (23,4-14,4) и томатов (21,1-11,4).
Прирост – дело хорошее, однако если проанализировать абсолютные показатели, становится ясно, что едим мы гораздо больше привозного.
– Если говорить о географии присутствия регионов, то в целом по исследованным организациям преобладает продукция наших соседей из Краснодарского края. На долю производителей Ростовской области приходится 23,4 процента, – уточнила Ирина Теларова.
Частично перекос связан с объективными причинами. Министр сельского хозяйства и продовольствия РО К. Рачаловский обратил внимание, что региону не хватает собственных овощей зимнего производства. Поэтому надо строить новые теплицы, овощехранилища, объекты переработки.
– У нас недостаточно молока, – отметил также глава минсельхозпрода. – Сегодня 85% молока производится в личных подсобных хозяйствах, но мы понимаем, что это в основном не товарное молоко.
Молочные вопросы – наиболее трудно решаемые. Не только потому, что в этой отрасли, в отличие от овощеводческой, например, за год не нарастишь показатели в разы. Мешает и невыстроенность взаимосвязей. Все мы знаем, что зачастую наше молоко возвращается на донские прилавки под кубанскими брендами. А переработанное на месте с трудом доходит до покупателя. Участвовавший в диспуте коммерческий директор молочного завода «Орловский» Александр Котов пожаловался, что предприятиям, выпускающим натуральную продукцию, невозможно пробиться в крупные сети. Ритейлеры предпочитают сотрудничать с поставщиками, которые под видом сливочного масла предлагают более дешёвые в производстве спреды. В итоге заводы вынуждены отдавать сетевикам гостовские продукты по ценам ниже себестоимости, что ведёт к неизбежному банкротству предприятий.
– Считаю, ситуация временная, она всё равно решится в пользу настоящего молока, настоящего производства. Пропаганда отечественных продуктов, в том числе под брендом «Сделано на Дону», должна исправить эту ситуацию, – сказал Константин Рачаловский.