Маленькие причуды больших людей

У каждого человека – свои причуды. Гении – не исключение. Даже наоборот – яркое тому подтверждение. 

Пахать подано!

История знает немало «серьёзных чудаков». Из таких – и великий русский писатель Лев Толстой.

Будучи графом, он работал в поле наравне с мужиками. Обожал косить траву, пахал землю, удивляя крестьян и огорчая свою жену. Он ходил в лаптях, как простой крестьянин, а иногда и босиком до самых холодов. Часто спал на голом полу. Именно таким – на босу ногу, в подпоясанной крестьянской рубахе, простых штанах – его запечатлел на своей картине Илья Репин.

Он страстно любил спорт и всевозможные физические упражнения, которые, по его мнению, были обязательны, в особенности для людей умственного труда. Любимой его дисциплиной была ходьба. Кроме того, граф увлекался конькобежным спортом, осваивал велосипед, верховую езду, плавание, каждое утро начинал с гимнастики.

Он с удовольствием и, что важно, с умением шил сапоги, которые потом дарил родственникам. Запросто мог раздать все деньги бедным. 

Уже в преклонном возрасте 82 лет писатель решил уйти странствовать, покинув своё имение, оставив жену и детей. В прощальном письме к жене, графине Софье, Толстой пишет: «Я не могу более жить в тех условиях роскоши, в которых жил, и делаю то, что обыкновенно делают старики моего возраста: уходят из мирской жизни, чтобы жить в уединении и тиши последние дни своей жизни».

Генералиссимус кричал «ку-ка-ре-ку!»

Из «серьёзных чудаков» – и великий полководец Александр Суворов. Удивительно, но человек, за всю жизнь не проигравший ни одного сражения, славился странными выходками. Причём он понимал, что относятся к нему очень неоднозначно.

«Меня хвалили цари, – признавался он, – любили воины, друзья мне удивлялись, ненавистники меня поносили, при дворе надо мною смеялись… звериным языком я говорил правду». 

Генералиссимус любил и ценил шутку и сам охотно устраивал представления: ползал «аки конь» перед строем солдат на карачках – объяснял новичкам тактику передвижения. 

У Суворова был необычный распорядок дня. Ложась спать в шесть вечера, он просыпался в 2 часа ночи и обливался холодной водой, громко крича «ку-ка-ре-ку!». При всех чинах он спал на сене.

В быту был непривередлив, предпочитая ходить в старых сапогах. Встречать высоких чиновников мог выйти в спальном колпаке или исподнем. Он никогда не имел часов, говоря, что настоящий солдат и так всегда знает, сколько сейчас времени…

Сигнал к атаке он также подавал своим любимым «ку-ка-ре-ку!». Запрыгивал на забор, хлопал себя по бокам руками и кричал петушиным голосом! Таким образом он будил заспавшихся офицеров. А, говорят, после того как его произвели в фельдмаршалы, начал прыгать через стулья и приговаривать: «И через этого я перепрыгнул, и через такого-то!»

Своих крепостных Суворов очень любил… женить, руководствуясь весьма свое­образным принципом: выстраивал их в ряд, отбирал подходящих по росту, а потом венчал по двадцать пар за раз.

Однажды свора собак стала лаять на проходившее долгим маршем войско. Суворов, чтобы подбодрить уставших, соскочил с коня, встал на четвереньки и принялся в ответ лаять на собак. 

Он всегда давал подаяние бедным и нищим. Но когда у него попросил милостыни здоровый мужик, он велел купить ему топор, сказав: «Руби дрова – не умрёшь с голоду». 

Он любил быть «невидимкой». Иногда переодевался в обычный солдатский мундир и приходил в восторг оттого, что его не узнавали. Однажды некий сержант, посланный к Суворову с важными бумагами, обратился к «солдату»: «Эй, старик! Скажи, где Суворов?» Не подав виду, переодетый Суворов ответил: «А чёрт его знает! Поди, валяется где-нибудь мертвецки пьян или горланит петухом». Сержант хотел было поднять на старика руку, но с презрением сказал: «Не хочу рук об тебя марать. Ты, видно, нерусский, раз так ругаешь нашего отца и благодетеля!» Через час Суворов, вернув себе привычный облик, встретил бравого сержанта с чаркой водки и молвил: «Ты доказал любовь ко мне на деле: хотел поколотить меня за меня же!»

Боюсь, и всё тут

Рассказывают, что знаменитый русский кинорежиссёр Сергей Эйзенштейн больше всего на свете боялся сглаза. Кроме того, верил во всякого рода приметы, ничего не начинал в пятницу, особенно в чёрную, и в этот день никогда не выходил из дому. Кстати, хоронили Эйзенштейна в чёрную пятницу – 13 февраля 1948 г.

Многие великие люди испытывали страх перед вполне обычными и безобидными вещами. Чайковский, например, до ужаса боялся мышей и привидений. Английский философ Томас Карлейль сильно бледнел и покрывался липким потом перед публичным выступлением. Павел I и Аракчеев боялись, что их отравят. Аракчеев всегда давал сначала кусок с тарелки собаке и даже наливал ей в блюдце чай и кофе из чашки. 

Зигмунд Фрейд всю жизнь не любил путешествовать по железной дороге, хотя ездил много и часто. Перед каждой поездкой его трясло, как в лихорадке. А ещё он очень боялся опоздать на поезд.

На перрон он всегда являлся за час до отправления поезда.

Литературоведам хорошо известен такой факт: отец Маяковского умер от заражения крови. Страх зара­-зиться передался сыну. Владимир Маяковский ставил свой бокал на шкаф, чтобы кто-либо по ошибке не отпил из него. Во все поездки он брал личный столовый прибор и ел только из него. В кармане он всегда носил мыльницу и, поздоровавшись с кем-либо за руку, немедленно шёл мыть руки.

Немецкий философ Артур Шопенгауэр всю жизнь переживал, что его обкрадут. Чтобы защитить имущество, он прятал ценные вещи в собственной квартире, да так искусно, что их с трудом удалось найти после смерти Шопенгауэра по оставленному им описанию (на всякий случай он составил его по-латыни). Ложась в постель, клал под подушку шпагу и заряженный пистолет.

Впрочем, воры в дом к философу так ни разу и не заглянули.

Пожалуй, единственным человеком, кому собственный страх пошёл на пользу, был российский министр финансов Вронченко. Однажды, находясь на службе, он решил понюхать табаку, но так испугался неожиданного появления Николая I, что выронил табакерку. Царь заметил, что для верного подданного вполне естественно бояться своего государя. Вронченко был осыпан милостями и, несмотря на то что делал нелепые и глупые распоряжения, на посту министра остался до конца своих дней.

Подготовил Виталий НАБОЖЕНКО

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество
Газета: Газета Копилка советов